Проблемы развития современной храмовой архитектуры России
Искусство храмостроения в России начинается с принятия Древней Русью христианства. Архитектура первых храмов была заимствована у Византии и в начале просто копировала — в основном, церкви, возводимые в то время в Константинополе. Но уже в XI веке архитектура храмов начинает формироваться по своим, национальным законам. По сути, у Византии была взята крестово-купольная конструкция храма и иконография внутреннего пространства, процесс же формообразования и специфика пластики внутреннего и внешнего вида храма складывается самобытно. Период архитектуры Древней Руси с X по XVII века наглядно иллюстрирует ее развитие и тот путь, который был пройден от Софии Киевской до Меньшиковой башни в Москве. За этот период архитектура Древней Руси выработала свой собственный язык, который был глубоко национальным и неповторимым. Каждый век, каждая архитектурная школа, каждый город рождали свое восприятие внутреннего и внешнего пространства храма, сохраняя при этом каноническую канву — типологию храма. Реформы Петра I существенно не изменили творческого осмысления развития храма, они привнесли только в архитектуру храма уже не византийские, а европейские оттенки. В послереформенной архитектуре России можно выделить негативный период — середину XIX века, когда созданные архитектором К.А. Тоном типовые проекты храмов в псевдорусском стиле послужили не очень хорошей школой для русской архитектуры. Перед революцией 1917 года храмовая архитектура оправилась и стала основываться на творческом осмыслении архитектуры храма, а не на подражании.
В современной храмовой архитектуре России можно выделить несколько существенных проблем. При возобновлении церковной жизни насущной проблемой оказалась малочисленность действующих храмов: в годы советской власти многие храмы были снесены, перестроены, превращены в музеи, приспособлены под другие нужды. При строительстве новых храмов возникли тенденции, которые, с одной стороны, основывались на стилизации, то есть подражании, а с другой — на понимании храма в свете современной архитектуры.
Тенденция, связанная со стилизацией, означает копирование уже известного, препятствующее его творческому переосмыслению, вследствие чего возникает всего лишь мертвая форма. Создание новой формы требует, во-первых, знания архитектурного наследия; во-вторых, обладания творческим потенциалом, то есть глубоким умом, богатой фантазией и мастерским владением рисунком; в-третьих, знания современных конструкций и материалов. Все это в сочетании с христианской верой способно обеспечить возможность правильного развития современной архитектуры храма.
Сегодня всякий, кто берется проектировать храм, невольно может заразиться нездоровой тенденцией современности — компьютерным проектированием, при котором архитектура, как правило, получается схематичной. Можно ли создать рисованную, обладающую неповторимостью и своеобразием архитектуру с помощью компьютера? Современные проекты, выполненные на компьютере, могут ввести в заблуждение своей законченностью и соразмерностью. Но стоит ли сомневаться в том, что намного больше свободы дает рукотворный способ, помогающий к тому же избежать схематичности, возникающей при компьютерном проектировании.
Все наши великие архитекторы, такие как В.В. Растрелли, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, К.И. Росси, Л.Н. Бенуа и другие, свои архитектурные проекты, прежде всего, рисовали, а потом уже чертили. К сожалению, значение рисунка сейчас сильно умаляется, что серьезно сказывается на качестве проектируемых фасадов. При этом неумение красиво нарисовать фасад, оформить интерьер маскируется применением дорогих облицовочных материалов, а в интерьере — большим количеством позолоты.
Серьезной проблемой является и то, что многие заказчики храмов не обладают достаточным художественным образованием, в результате появляются такие идеи, как типовые проекты церквей, строительство храмов из панелей и шлакобетона, копирование архитектурных форм прошлого и перенос их на современную действительность. При реконструкции и реставрации храмов многие настоятели бесстрашно идут по эклектичному пути, что особенно заметно в интерьере храмов: например, совмещают академическую живопись начала XIX века с иконописью XV века.
При возведении новых храмов надо помнить, что внешность храма, отражающая его конструктивную, типологическую и каноническую сущность, должна отображать сущность Церкви, отвечать законам красоты, служить маяком, спасающим людей от бури житейской. Иногда люди ложно понимают смысл красоты, ведь подлинная красота заключается не столько в изобилии деталей и изощренности, сколько в утонченности и простоте.
Первые христианские храмы, как правило, были очень просто решены с внешней стороны, но это не являлось примитивностью, так как эта простота содержала в себе силу, величественность, глубину, которая достигалась благодаря чувству гармонии их создателей. Чувство красоты, гармонии нельзя рассматривать как только дар свыше, во многом оно приходит к человеку, когда он с любовью и трепетом постигает мир — творение Божье.
Современным художникам, архитекторам, творческой интеллигенции — людям, формирующим мир городского и культурного пространства, негде соприкоснуться с прекрасным. Современный большой город уничтожает в человеке способность видеть красоту, заставляет о нем забыть, искажает представление о том, что прекрасно, а что безобразно. Чтобы понять размытость сегодняшних представлений о прекрасном, достаточно пройти по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, где все дома залеплены совершенно неподходящей, режущей глаз рекламой, а сама магистраль забита разнородными, диссонирующими с окружением машинами. В результате ощущение целостности, как одного из главных критериев красоты, пропадает.
Огромный вред представлению о прекрасном наносит современная так называемая постмодернистская архитектура из «стекла и бетона». В советское время индустриальная архитектура из бетонных панелей была вызвана необходимостью разрешить жилищную проблему, но она, в отличие от архитектуры из «стекла и бетона», не заявлялась в качестве эталона красоты. Мало того, что архитектура из «стекла и бетона» творчески не продумана, не нарисована, — она искусственна. Не удивительно поэтому, что люди, выросшие в такой искусственной среде, отчуждаются от прекрасного. Мода на стекло и бетон приходит и в храмовую архитектуру, примеры подобных храмов довольно многочисленны.
В Древней Руси храм был частью христианизированного городского пространства, и для людей того времени богослужение в храме не было отделено от их повседневной жизни, которая была проникнута идеей причастности к Богу. В современном мире ситуация иная — христианская и светская жизнь разделены. У людей появилось желание интересно провести свободное от работы время. Центры досуга предоставляют людям широкий спектр развлечений, но туда по преимуществу идут те, кому незнакома церковная жизнь.
Для православных христиан приход не только место молитвы, здесь они могли бы собираться для семинаров, концертов и театральных представлений, выставочных мероприятий и др. В связи с этим встает вопрос о создании так называемого «околоцерковного пространства» — общественно-досугового центра, в который могут входить (в зависимости от размера храма), например, библиотека, музей, помещения для концертов, семинаров, катехизации, художественных мастерских, кружков, приходской, музыкальной, художественной школ, трапезной, гостиницы. Православный приходской общественный центр может существенно помочь в решении духовно-нравственных проблем современного общества, воцерковление человека может начаться как раз с его интереса к культурной жизни, развивающейся вокруг храма.
Остро стоит проблема с нехваткой храмов в современном городе, и православные миссионеры предлагают решить ее с помощью быстрого строительства храмов из дешевых материалов в каждом дворе. Но здесь надо помнить, что люди, выросшие в спальных районах, буквально «изголодались» по настоящей архитектуре, и когда им вместо храма представляют ларек, то он, естественно, не может не вызвать у них отторжения. Если вспомнить историю, храмы всегда занимали главное место в городе: будь то Древняя Греция, храмы которой до сих пор стоят и поражают своим величием и красотой, или Средневековье, когда они ставились на центральной городской площади. Даже небольшие церкви, которые строились на периферии, украшались с всенародной любовью: в этом участвовали все: кто пожертвованием, кто помощью в строительстве, кто, наконец, молитвой.
Сейчас задачу построения храма в новых районах города, пытаются решить формально, утилитарно, без приложения усилий для создания красивого проекта будущего храма на основе конкурса. В результате такого утилитарного подхода одобрение получают проекты, сделанные непрофессиональными архитектурными мастерскими, не обладающие художественной ценностью. Возобновление традиции проведения конкурсов сильно способствовало бы дальнейшему развитию архитектуры. Конкурс позволяет выявить лучший из проектов, притом составленный бесплатно.
Современная храмовая архитектура будет успешно развиваться дальше, лишь опираясь на канонические и типологические особенности православного храма. Каноническая канва не закрепощает, наоборот, она несет в себе необходимые условия, при которых можно создать целостные произведения искусства, как, например, ансамбли Санкт-Петербурга. В заключение остается сказать, что, безусловно, важным является создание единого языка в современной архитектуре и иконографии храма.
Журнал «Начало» №16, 2007 г.