«Из дневников». Шифферштадт. Германия
19.05.94 Шифферштадт. Германия
За обеденным столом сидели молча. Я чувствовала себя, как Чичиков у Собакевича. Не о чем говорить. Несколько раз хвалила еду. Высказалась о погоде, даже теннисе. — Господин Майер по телевизору все теннис смотрит. Удручающий дом. И никто не звонит, никто не приходит. Нет животных, нет книг, нет интересов ни к кому и ни к чему. Сестра Регита не говорит даже о своем «маятнике» и о болезнях. Даже не предупреждает, что «конец света начинается в Париже» (подвалы у них забиты на этот случай уже давно). Осенью прошлого года так конец света и не произошел, теперь неловко говорить и об этом. А о чем еще?
Как Чичиков на псарню к Ноздреву, пошла в сад. Через две-три крепко закрытых двери, в маленький, обнесенный проволокой садик. На черной земле в строгом порядке рассажены цветы. Они были симпатичны, особенно те, что как изумленные дети, выглядывают на свет Божий. Но у их детских головок неизменно оказывается табличка, на которой нарисован тот же цветок и написано его название. (Вот и говори потом, что постмодернизм выдуман только для постмодернистов). У некоторых головок висит еще впечатляющее: цена 3,25 нем.м.
10.05.
Прочла Жижека «Люби твой симптом, как себя».
Весь мир может исчезнуть, симптом же останется, ибо симптом — источник наслаждения, и психоаналитик своим сознанием его не уничтожит. «Как я отдам последнее? Пусть это ошибка, но без нее мне будет еще хуже», — ответ больного.
Опять подумала о Ницше и Кьеркегоре. Оба метались между трагедией и болезнью. В трагедии присутствует ошибка (ошибся Эдип), но эта ошибка вовсе не «симптом» (как мыслил Фрейд), потому, что это ошибка свободного сильного человека — царя. Такая личность вбирает в себя все символические ожидания. Симптом безобразен. Трагическое же красиво, героично, обладает силой катарсиса. Трагическое взывает к всеединству, к соборности, тогда как у обыкновенного невротика все частное: «Миру ли пропасть или мне чаю испить?».
2.06.
Была в Лувре. Египет. Эволюция великой культуры от высокой традиции к магии. Отчего Египет и пал. Богиня — львица Сехмет превратилась в статуэтку кошки.
Поразительно живые, напряженные скульптуры. Хочется быть с ними. Какой контраст с европейской, нарциссической скульптурой в соседних залах. На нее не хочется смотреть.
8.06.
В Баден-Бадене. Как обычно выступала по радио. Здесь мне позволяют — иногда — быть поинтеллигентнее, чем обычно в Германии.
С Герхардом ходили на экскурсию в Казино (где играл Достоевский). Душная, полусумеречная красота. Естественный свет совсем изгнан, свечи опущены низко. Темно-красное, золотое, змеиное. Налет порочности в магии цифр, в ожидании столов. Теперь мне ясно, откуда «Красное и черное». Знаю теперь и что значит «сорвать банк». Люди должны быть особо одеты. Все ложно ритуализировано, чтобы наполнить призрачные страсти кровью. Здесь и этими проигрываются и выигрываются миллионы, кончают самоубийством — жертва богине Случая.
10.06.
Смотрела «Дождевой человек». Очередной фильм о дебиле. С глубокой христианской идеей — «Почему мне никто не сказал, что у меня есть брат?» — кричит проснувшийся к жизни герой.
Теперь братом и ближним становится существо биологически маргинальное. Делать нечего — если в XIX веке такую роль брали на себя уголовники, клошары и проститутки, то сегодня романтизм не пройдет. Достоевский избрал Соню для чтения Евангелия. Достоевский искал последнее падение и униженность. В наше время все изменилось — проститутка — это работа, и все. Часто работа желаемая. Проститутками восхищаются, им подражают. Сегодня надо искать униженных и, следовательно, способных к покаянию где-то в других сферах бытия. Это дебилы, дауны — они вообще за пределами человеческого. В наши апокалиптические времена, они — предвестники конца света, жертвы человеческих пороков, невинные, искупляющие существа. Это также и животные, которые ни в какой другой век не терпели столько от человека, животные, не предавшие Бога, не познавшие греха, но принявшие вслед за Адамом всю адскую жестокость смертей и рождений.
13.06.
Наше время — время спорта.
Если футбол — развлечение для низших, для толпы — бьют ногами, бьют все одного, агрессивно и смачно, то теннис уже для тех, кто повыше — не даром в него играют даже Ельцин и Шумейко. Теннис — один на один с врагом. Защита своей территории. Уровень животного.
За длинными заборами в Сан-Тропе играют в гольф. Это уже для самых богатых. Никакой агрессивности. Нужно просто попасть в «дырочку», почувствовать, где есть недостаток и сделать это один на один с миром.
15.06.
По телевизору фильм «Кавалер». Он 2 известный пианист и известный бабник. У него жена и трое детей, жене бесполезно лгать, но он лжет, отправляясь в очередную короткую авантюру. К концу фильма замученный своими страстишками герой окончательно смешон и нелеп. Но это еще не конец. Конец-то и поразил меня больше всего:
В самом конце он вдруг благополучно встречается со своей давно разлюбленной женой (и она тоже его разлюбила) и торжествует идея нерушимости брака. Такой католический «деус экс махина» «deus ex machina». Как невозможен такой механический конец в русской литературе, в русском кино!
16.06. Сан-Тропе. Музей бабочек
Коричневые, лоснящиеся бабочки ночи. Белые и желтые бабочки — солнце. Невзрачные на вид бабочки пещер. Бабочка — дьявол. Бабочка — китайский император.
Как это странно и мудро. Гусеница все время ест. Потом неподвижный спящий кокон. Потом живущая 15-30 дней бабочка, летая, осуществляет продолжение рода. Какая хрупкая, гармоничная, воздушная красота! Бабочка — китаянка — живой иероглиф. Бабочка — мусульманка с симметрией декоративных крыльев.
Художник — «ловец» говорил, что здесь под Ниццей ловил бабочек Набоков. Он открыл новый вид и назвал его лолитой.
Бабочка по изяществу и строгости, по эфемерности и таинственности принадлежит Востоку. У Набокова — как бы в подражание восточной апофатике — сложился холодный, красивый, безупречный стиль.
17.06.
Читаю Павла Евдокимова «Православие».
На Западе в схоластические времена у Бога сущность и форма стали совпадать. На Востоке — никогда, поэтому у нас и есть обожение, т.е. движение к сущности.
Еще одна мысль у Евдокимова:
До Афанасия Великого, Иринея Лионского думали, что Христос пришел из-за того, что пал человек. Таким образом, получалось, что боговоплощение — реакция на дело дьявола. Но это не так, Бог стал человеком еще задолго до Адама.
Мне опять пришла мысль об аристократизме Православия.
Плебейская, невротическая мысль везде ищет симметрию, реактивность, стимул-реакцию, заполнение пустоты. У психоаналитиков это не раз отмечено: человеческое подсознательное стремится к равновесию.
Аристократизм Православия — в его творческом характере. Цель — обожение, вертикаль, интенсивный рост из силы в силу.
Закон сохранения энергии — закон диалектической философии Гегеля, которая на 90% реактивна. В самом деле, она только «заполняет дыры»: бытие есть, естественно, ничто и обратное. Тезис ведет к антитезису и оба растворяются в «синтезе» (в энтропийном нуле).
В православии же каждый момент происходит нечто чудесное, каждый акт свободы нов, неповторим. И он созидает ценности, одновременно обнаруживая их, потому что они были всегда.
19.06.
Передача о женщине в мусульманстве. Что же предлагают французские феминистки как альтернативу мусульманскому унижению женщины?
У мусульман женщина обнажается, кокетничает, наряжается только для мужа. Остальной мир ее не видит. Феминистки на это: нужно быть красивой для всех, долой чадру, да здравствует порнография! Мне (при всем неприятии мусульманства) мусульманское решение кажется более персоналистическим (и, следовательно, более нравственным). Он и она открываются друг другу в тайне и любви. Тогда как анонимная установка «нужно нравиться» отдает чем-то неприличным.
20.06.
Тема для размышления: женщина как носительница героического начала. Того, что противостоит разрушительной буржуазной энтропии.
Антигона — антиципация смерти. Татьяна у Пушкина — антиципация смерти как судьбы. Тургеневская девушка («дура» и «святая») из стихотворений в прозе.
В русской литературе нет Фауста, Гамлета, Дон-Кихота. Нет героя. Банальная мысль, выраженная в последний раз Битовым в его «Ein zwie…» В русской литературе есть героини и животные.
По Лакану: женщина, уничтожающая маленькое «а», как мешающие соединению двум смертям (Человек у Лакана умирает дважды).
Часто повторяли, что мужчина — это действие, а женщина — бытие (Ортега-и-Гассет, Павел Евдокимов). Тихость настоящей женщины
- (о Татьяне-победительнице — «Все просто, тихо было в ней») — от уничтожения пространств между двумя смертями, от великой экзистенциальной смелости, от чудесной верности Запредельному, от бесстрашия высшего, онтологического порядка.
Женщина, как сказал мне один священник, — «бытие», в этом она богоподобна. Ведь Бог когда-то назвался Яхве, Сущим.
20.06.
Достоевский был пророком во всем. И уже тогда столкнул двух дьяволов. Один из бесов должен был прятаться — это Раскольников
- Наполеон, стоящий за дверью. А вот другой? Другой пребывал в квартире, где шел ремонт, и двое молодых рабочих разговаривали о «девушках»: «и приходит она вся разодетая, как из журнала мод и говорит: «хочу поступить в полное ваше распоряжение»». Два мира — журнал мод — имиджей и Наполеон. Сегодня искушение гордыней явно уступило место мелким бесам тряпок и журналов.
21.06.
Что такое «противостояние обществу»?
Оно было возможно, как гордый вызов Байрона, как «прометеизм» всех романтиков и борцов с мещанством. Оно было (в последний раз) возможно как праздник 68 года — Ищите невозможного!
Теперь «противостоят» студенты и врачи, требуя каких-то процентов. «Противостоят» гомосексуалисты, требуя денег (от государства) на лечение СПИДа. Была на их демонстрации на плас Републик, специально пошла, чтобы узнать, есть ли у них какая-то идеология. Не требовали они даже свободы. И, правда, «свободу» требовать смешно, никто вам и так не мешает. Только для тусовки и для коммерческих целей собрались эти весело одетые ребята на площади Республики, разбрасывая рекламы ресторанов и бутиков.
Противостояние обществу невозможно, ибо общества нет. Нет и времени, чтобы «повлиять», «воспитать». Остается только любить, вне схем и «революций».
23.06.
Посмотрела в Бобуре русское телевидение. Что нового?
Доллар теперь — 2000 рублей. Метро не только дорогое, но все чаще «стоит». И 20 минут шла реклама Киллинг-системы американского, естественно, происхождения. В этот раз жертва — тараканы. Их чем-то заражают, а они заражают остальных. На этом моменте я не вынесла. Ушла.
28.06. Санкт-Петербург
Тополя, белый пух. Весь наш переулок покрыт, как снегом. Белые ночи, каналы, туманы, пух — волшебный мой город.
Первые впечатления от России:
В переполненном метро начала молиться. С неохотой. «Богородице Дево, радуйся!» И вдруг понесло, да с веселием, с подъемом. И стены тюрьмы — вагона — будто пали. В Париже так тяжело было молиться, каждый раз заставляла себя. Об этом мне говорил и отец Софроний (ученик старца Силуана), ему всегда приходилось в Европе преодолевать какую-то ватную преграду, прежде чем начать молиться.
По телевизору выступает Шумейко. Смесь плейбоя с поросенком. Наглый, напористый, современный мужик. Рыбалка, на шее крестик. И говорит (полуграмотно): «Наша линия православная предполагает добро, нравственность». «Есть государства сильные, государства для туризма, государства никому не мешающие. Наше же государство — доброе, православное». «Вашими бы устами да мед пить». Жаль, что «христиане», подобные Шумейко и Ельцину окончательно отталкивают многих честных людей от церкви.
Свято-Сергиевская Троицкая пустынь. Недалеко от моих родителей, в Стрельне. Как смогли от нас скрыть это чудо? Ведь жила много лет совсем рядом и ничего не знала о монастыре. Там и по сей день (частично) школа милиции. На вратах фреска — Господь — с расстрелянным глазом. Жуткое впечатление.
Огромный, как целый мир, монастырь. Неторопливая, насыщенная служба. Отец Николай, радостный, сильный, легкий. Он проповедует: «Когда человек чего-то делает, творит, живет, ему неинтересно грешить. И не хочется ему напиться, раствориться в чем-то ничтожном. Грех же не интересен. Он порабощает. Грех не дает свободы. Только благодать дает свободу».
После службы в трапезной показал мне карты монастырского кладбища. Могилы Апраксиных, Голицыных, дочери Суворова, теперь по ним маршируют милиционеры.
- Как Вы строите Ваши отношения с милицией?
- Как святой Герасим, я долго-долго вынимаю занозу у льва.
Отец Николай рассказал, что недавно открытому монастырю уже помогли протестанты из Гамбурга. Он так с ними разговаривал: «Я два часа думал о моем отношении к вам. Вспомнил притчу о самаритянине. Шел священник, не помог — я уже не говорю о чинах повыше. А вы помогли, буду молиться о вас. Хотя, буду искренним — не могу одинаково молиться за всех. Это могли делать св.Серафим, св.Сергий. А мои силы ограничены. Не хочу я спектакля или политики».
- В каком духе воспитываете Вы своих монахов?
- Учу их любить народ, наших старушек. А то на Валааме какие высокомерные ходят.
Отец Николай все это говорит с заразительным, почти разбойничьим весельем.
- Посылаю своих мальчишек с кружками. 2 миллиона уже на возрождение монастыря собрали. Вот им и наука. Говорить с народом, просить у него — тут нужно и смирение, и любовь. Ты говоришь с подлецом, но и он тебе всегда что-то хорошее скажет.
«Этой зимой храм не отапливался. Спали монахи на могилах. Много зубов потеряли. Да и зачем монаху зубы? Он же не должен кусаться». Келия пр.Игнатия (Брянчанинова), вид на деревья, кусок залива, за ним тихость, простор, бесконечность.
Встреча с отцом Николаем еще раз дала мне почувствовать, как естественно, человечно Православие. Владыка Антоний Сурожский пишет, что во времена апостолов не существовало разделения мира на религию и «все остальное». Была полнота. Теперь же этого нет. Нужно оправдываться. Язык и жесты церкви затруднены (особенно на Западе) из-за разделения мира. Лицемерие стало всеобщим. И необычайно трудно сохранить естественность и простоту (т.е. целомудрие, доверие, искренность). Если христианство перестает быть спонтанным, искренним и творческим, оно перестает убеждать, оно не может благословлять. Теряется опыт, который всегда истинен, не обманывает, нов и вечен.
Православие пробуждает мою душу, ушедшую в себя и замороженную Западом, потому что это наименее лицемерное христианство. «Священника я могу себе представить какого угодно, — говорит Розанов, — только не злого». Человечна, православна у нас сама природа. Мягкая, с широтой и грустью, стайной и космическим размахом.
19.07.
У храма на Крови собралось несколько сотен народа. Молебен об убиенном Государе Николае II. Крестный ход к Невскому, через Невский. Молитва у Казанского собора.
Шли с пением, с иконами и хоругвями вдоль реки. Из окон глазели, как на спектакль. Никто не перекрестился даже. Но все равно, это так взбодрило, укрепило дух. Сколько раз за эти месяцы Невский был осквернен шествиями всевозможных сектантов. И вот, наконец, многострадальный проспект услышал.
01.08.
Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!
Видела знаменитого отца Василия (многие считают его старцем). Подошла под благословение. Он крикнул: «Танька, когда ты уезжала, я тебе говорил, что бы о России плохо не говорила: И вот я слышал «Свободу» — и там ты. Вот мы Россию с тобой и разрушили!».
— Батюшка, я ничего плохого о России не говорила, я только систему критиковала, а от «Свободы» давно отказалась.
Так я попыталась оправдаться, а сейчас думаю, что отец Василий прав. Не различать нужно было между русским и советским (да и кто различал?). А Западу все равно — одно. Ему Россия нужна в любом ее облике, и в православном она еще пострашнее для мирового мещанства, чем Россия коммунистическая.
И стало мне плохо. И пошлая, стыдясь из церкви.
05.08.
Всех скорбящих радости. Икона Почаевской Божьей Матери.
Вчера увидела, что у нашей Владимирской Церкви стоит женщина с добрым просветленным лицом. Собирает деньги на храм в Брянске. Тогда я сказала, что у меня есть икона от одного немца. Он ее украл из церкви в деревушке рядом с Брянском. И теперь икона, как некое живое существо, возвращается на родину. Отдала я ее Ларисе (так звали женщину из Брянска). Она проникновенно так просила передать немцам: «Скажите немцам, что они добрыми делами спасутся. Мы тут молитвами спасемся, они там делами. А слышали, один немецкий летчик недавно в Пюхтицы приезжал? Он бомбил монастырь и все никак не мог попасть. Сама Божья Матерь явилась ему».
05.08.
Получила из Кельна горестное письмо.
19 июля умер 70-летний Вильгельм Ниссен. Духовник Кельнского Университета, заведующий кафедрой Византинистики, автор энциклопедий, книг.
Он так любил и знал Православие, как редко кто из самих православных. «Я остаюсь в католической церкви, только потому, что и здесь кто-то должен быть. Здесь совсем пустыня», — говорил он мне.
Это был последний из крупных людей. «Анархист справа», веселый, горячий, добрый: вся жизнь для него была мистерией, игрой и торжеством. Помню, как сидели в его маленьком домике «в моей берлоге» до трех-четырех ночи. Как угощал он нас тонкими и гениальными, им самим приготовленными кушаниями, как лились вина и пели бокалы. И каждый благоухающий суп носил латинское название: «причуды весны» или «улыбка зайца».
Красота мира, который весь вдоль и поперек объездил Ниссен, проникая в святая святых древних архивов, в заброшенные монастыри и неслыханной красоты церкви, — была собрана в этом домике. И не только коллекция слайдов, свидетельство тому — сам волшебник Ниссен апофатически излучал все самое гениальное, до чего поднялось христианское вдохновение.
Часто приглашал он меня в Кельн выступать. И я каждый год приезжала. «Со времен Федора Степуна на русские доклады не собиралось столько народу», — приветствовал меня в первый раз Ниссен, который знал и Степуна и некоторых художников из первой, еще по-настоящему русской, эмиграции.
К Ниссену многие — из католического начальства — относились подозрительно. «Слишком витален» — было мнение скучных католиков. В его лучах для меня тяжелая, безрадостная Германия. Всегда рядом с ним были умные, духовно талантливые молодые немцы. И я опять вдруг замечала, как красивы эти юные лица, опять влюблялась в немецкую высокую суть, в поэтичность наших немецких разговоров. Ниссен много писал и говорил о поэзии, его любимый поэт — Конрад Вайс. Помню его гордую, с большим носом голову. (Как шел ему «ренессансный» берет). Со смертью Ниссена разлетелось, расползлось некое магическое поле, поле праздника. Он дарил себя и свое: то магические шары, то иконки, то миниатюры чуть ли не XIV века — все нужно было уносить с собой, не смея отказаться. И аура его книг, всегда со вкусом оформленных, книг, которые не продаются, которые существуют только на радость дружескому взору.
Ниссен мне говорил, что кардинальный отпад Запада от полноты христианской веры начался в XII веке. «Уже св. Бонавентура — не то». Он духовный аристократ, рыцарь Красоты, Добра и Истины, не выносил сентиментальности, холодности, кича, слащавости и безблагодатности — словом всего того, чем отличается сегодня в большинстве случаев католическая церковь. Из православных стран ему ближе всего оказалась Румыния. Там он получил православную степень доктора богословия. Румыния — от того, думается мне, что она лежит на пути в Россию. Как только переполненная книгами машина Ниссена въезжала в Румынию, все — от таможенников до крестьян — крепко вцеплялись в него, и празднику не было конца, и дальше уже ехать было поздно.
Итак, умерли два самых больших и самых знающих почитателя православной церкви в Германии — Гамбер в Регенсбурге и Ниссен в Кельне.
06.08.
Выставка о моем любимом Валааме.
Поражает, что художники изображают Валаам совсем по-разному. Он в действительности неуловимо разный. Застонала душа, вспомнив о его мощи. Это мое, это Православие. Монастырь, которым держится весь страдающий и убогий мир.
11.08.
Поезд Петербург-Калуга.
Сколько уже написано о встречах в русских поездах! Вот в этот раз мне повезло. Поехала в монастырь — Оптину — с группой паломников. Рискнула, потому что никакие групповые поездки — из-за болтовни и вампиризма — не переношу. И вот эта-то оказалась удачной.
С нами едет отец Василий (Ермаков), живую и без того атмосферу делает еще живей, говорит:
«Не говорите, что наше время тяжелое, крест не по силам. Разве Отец Небесный может нас оставить?»
О попытках перевода литургии на русский язык (Кочетков и Ко): «Нельзя это делать, к современному языку уже прикоснулась вульгарность».
12.08.
Мой день рождения. Хорошо, что поклонилась до земли старцам — Макарию, Льву, Анатолию, трем новомученикам.
Служба. Это не служба, это жизнь, драма, красота. Как райские брызги, поют в соборе лампадки — зеленые, красные, синие. Все, как один человек, один слух, одна душа. Безупречна соподчиненность движений, возгласов, поклонов.
Нас поселили в зале (коридоре) для паломниц. По две стороны, в два яруса — кровати. Похоже на тюрьму, только мне здесь хорошо. Тихо мелькают женщины, обратятся к иконам, замрут в молитве, выходят. Высшая собранность и деликатность.
14.08.
Начало Успенского поста.
Монах сказал: кто хранит пост, того и пост хранит.
Приехали автобусы с паломниками из Тамбова, Ярославля. Сотни людей переполняют церковь. Почти не войти. Я приютилась около ковра, на половине старца Амвросия.
Многие из приехавших не знают, как вести себя в церкви. В храме внешний беспорядок, толпа устремлена к мощам старца, многие ходят туда-сюда просто так. Почти не слышно читаемого канона.
Но странно, что этот хаос не раздражает. На Западе бы и в сто раз меньший беспорядок заставил бы всех отвлечься и разрушил бы все. А так похоже на теплый улей. Пчелки не суетятся, каждая занята делом духовного собирания, воспитания глаз, ушей, разума, сердца.
Как сильно воздействие этих монастырских служб! В одиночестве, в городе, в другой ауре эти перетряски души не вообразимы.
«Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас!»
Двадцать иеромонахов в золотых одеждах змеей идут по храму, высоко неся Крест. Слезы сами наплывают на глаза. Смотрю, и другие тоже плачут.
14.08.
Поездка в Шамардино.
Матушка Анатолия — как царевна из пушкинской сказки, застенчива до робости. Вспоминаю старца Нектария: «Застенчивость, по нынешним временам, — большое достоинство. Это — не что иное, как целомудрие. Если сохранишь целомудрие, то все сохранишь».
Целомудрие — уже давно не моральное, а религиозное понятие. Чтобы быть целостным, не нужно искать нового опыта, любопытствовать, блудить. В этом плане целомудрие прямо противостоит духу сегодняшнего времени, когда людям постоянно навязывается новый товар, новый имидж, новая потребность. Общество потребления разобьется о монашеские обеты целомудрия и бедности.
Монашество, красота «сокровенного сердца человека» противостоит нерушимой стеной и другому пороку нашего времени — нарциссизму.
Когда нет более высоких идей, когда удовлетворены все элементарные жизненные потребности, человек начинает любоваться собой, ставить себя на место бога. Происходит это не от мании величия, не от наполеоновского или прометеевского высокоумия, а просто от распущенности, несобранности и действия «духа времени», для которого главный герой — человек с микрофоном.
Неслыханная красота монашеских ликов победит бесстыдное, сделанное на продажу кривляние вавилонской блудницы. Икона победит телевизор. Тишина победит все.
«Бесстыдство» — это слово наиболее подходит для характеристики нашего экранного времени. Но и здесь нужно различать: в русской литературе были бесстыдницы и бесстыдники — типа Настасьи Филипповны или Федора Павловича Карамазова. Они бесстыдствовали в духе Батыя, они трансгрессировали, чтобы вызвать реакции других, а в пределе реакцию Бога.
Теперь же бесстыдствуют бездарно и равнодушно, без оглядки на ближнего, без всякого усилия сделать себя понятным, только потому, что так следует, что таким образом твой нарциссизм и «имидж» будут удовлетворены.
Русский монастырь сегодня удерживает весь мир от окончательного распада и гнили.
Журнал «Начало» №3-4 1996г.