Как возрождается монастырь. Современное подвижничество
Монастырь, как говорится, дело тонкое и сложное. Свой мир, особый, с особым духом и многовековым укладом. Здесь многое претерпевают и учатся, пожалуй, самому сложному и в то же время самому простому — смирению и послушанию. Кузница смиренномудрой любви и хранения заветов предков.
Монастырь сегодня — это тема для разговора, который, думаю, будет интересен и мирскому человеку. Сейчас, после разрушительных семидесяти лет прошлого века в нашей стране по крупицам идет возрождение обителей. Восстанавливаемый монастырь и монастырь, уже функционирующий во всей своей мощи, конечно, два совершенно разных явления. Во все времена жизнь в монастыре была нелегкая, а в монастыре, еще только встающем на ноги, жизнь идет с особой интенсивностью, с большими физическими и эмоциональными затратами. Происходит проверка на прочность и, что самое главное, проверка веры. Не имея твердой веры и не предав себя воле Божией, невозможно построить монастырь. Как это сделать на пустом месте, без помощи спонсоров и поддержки ближних, преодолевая тяжелейшие искушения. Но если вера есть, то дается все необходимое. И даже более. Ведь идя по этому нелегкому пути, падая и поднимаясь снова и снова, можно быть самым счастливым человеком, потому что ты пребываешь с Богом и трудишься во славу Божию. Перед насельницами — а в данной статье речь будет идти о женской возрождающейся обители — стоят совсем непростые задачи и возникают всевозможные препоны. Поднимать монастырь с нуля, а порой, можно сказать, даже с «минуса» для человека дело непосильное, но с Божией помощью возможное. И сама Царица Небесная особо покровительствует возрождающимся обителям.
В наши дни примеров возрождения монастырей к счастью уже немало. В Псковской области это и Крыпецкий мужской монастырь, восстановленный трудами архимандрита Дамаскина с братией, и Спасо-Елеазаровский женский, также в недавнем времени возродившийся из руин. Псковская земля готовит и еще одну жемчужину — Симанский Спасо-Казанский женский монастырь, расположенный в городе Остров, в пятидесяти километрах от Пскова.
Основателями Спасо-Казанского женского монастыря была дворянская семья, что в ту пору было не редкость для нашей страны. Симанские — древний знатный род, занесенный в 4 часть родословной книги Псковской, Новгородской и Санкт-Петербургской губерний. Монастырь был учрежден в конце 19 века на территории имения Симанских в селе Екатерининское, которое было расположено на левом берегу реки Великой в 50-ти километрах от города Пскова. К этому роду принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский в 1845 году построил на территории имения белокаменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Она и стала впоследствии основой Спасо-Казанского монастыря. Брат деда Алексия I, иерей Павел Владимирович Симанский, пожертвовал в 1896 году земли, храм и 15 тысяч рублей начального капитала под устройство женской обители во имя Казанской иконы Божией Матери. Сам он остаток своих дней прожил в небольшом домике.
17 августа 1897 года состоялось торжественное открытие и освящение нового женского монастыря, в котором уже поселились несколько сестер. На открытии присутствовало много духовенства во главе с епископом Псковским Антонием, архимандритами псковских монастырей и отцом Иоанном Кронштадтским. В тот день преподобный отец Иоанн произнес речь, в которой предсказал, что монастырь будет разрушен до основания, но возродится перед концом света с малым количеством насельниц.
Игуменья Руфина оказалась прекрасной духовной руководительницей и опытной в делах монастырского хозяйства, вследствие чего обитель начала быстро процветать. Число насельниц за два десятилетия существования обители достигло 30. При монастыре была организована церковно-приходская школа, хор, богадельня, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, где обучалось 40 учениц, заведовала школой игуменья Руфина. В 1902 году открылось и общество трезвости, в котором состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью. В разное время обитель посещали особы царской фамилии. В начале 20 века началось строительство Казанского собора с двумя приделами во имя равноапостольного великого князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — в 1917 году во время большевистских гонений монастырь был закрыт. В конце сентября 1943 года был возобновлен, как приходской, храм монастыря, вокруг которого собрались разогнанные сестры обители. Позднее в бывшем сестринском корпусе держали молодежь для перегона в Европу.
История восстановления монастыря началась в 2003 году, когда по благословению Владыки Псковского и Великолукского Евсевия к возрождению обители приступила игуменья Маркелла, уже имевшая опыт возрождения монастырей на Камчатке. Начинала в полном одиночестве на пустом месте. Точнее, на горах мусора, которыми была усыпана вся территория. Вместе с солдатиками из местной воинской части собственноручно разгребала горы помоек и свалок, скопившиеся за десятилетия. На расспросы об этом матушка всегда отвечает с веселой улыбкой, что «не мусор разгребала, а свои грехи». Первые два с половиной года матушка прожила в полуразрушенном сестринском корпусе вместе с местными «алкоголичками», не давая ругаться и безобразничать. Естественно, такое «антигуманное» отношение к человеку вызывало среди них бурю протеста.
А если серьезно, то на главный вопрос, как строится монастырь, ответ прост: молитвой. И трудами. Порой на пределе человеческих сил. Насельницы утверждают, что только на святой земле возможно выдерживать такие нагрузки, только с помощью Божией. В строящемся монастыре на насельниц возлагается нагрузка, в несколько раз превышающая возможности женщины. Дело еще осложняется острой нехваткой людей и постоянно меняющимся составом. Не хватает постоянного крепкого костяка. Как правило, это естественный процесс в строящемся монастыре, который может продолжаться вплоть до десяти лет. Безусловно, это налагает свои трудности, но об одном можно сказать точно — скучать не приходится никому и без работы никто не останется.
Что важно в возрождающейся обители, так это то, что сестры должны уметь все, браться за любую работу и выполнять быстро, четко, качественно, с толком. Послушания у сестер самые разнообразные: в трапезной, включающее любую работу по кухне от умения мастерски и со вкусом накрыть на стол до приготовления монастырского масла, сыра, творога; послушание на огороде в самом монастыре и на обширных землях подворья; уход за скотом (в монастыре есть небольшое хозяйство, состоящее из коров, коз, кур, обеспечивающее монастырь всегда свежим молоком и молочными продуктами); послушание в храме: проведение ежедневного утреннего и вечернего молитвенного правила, обязательного для сестер, послушание в свечной лавке, уборка и украшение храма, встреча паломников, проведение экскурсий; послушание на клиросе, подразумевающее безупречное знание хода богослужения и умение, что называется, «сослужить» батюшке, быть опорой для него. Также сестры занимаются привлечением местных детей из обычной общеобразовательной школы к православию, прикладывая все усилия для открытия в ближайшем будущем при монастыре воскресной школы. На данный момент действует православная детская театральная студия для детей 9–12 лет, в которой готовятся православные спектакли на такие большие праздники, как Рождество и Пасха. Идет активное строительство храма Спаса Нерукотворного и многих хозяйственных построек, благоустройство территории.
Очень большую помощь монастырю оказывают паломники. Неслучайно едут люди поработать в монастырь. Едут со своими бедами, каждый со своей личной болью. Монастырь, как говорит Матушка Маркелла, — это духовная лечебница, где каждый приезжающий паломник за свои искренние труды получает помощь, прощение, утешение и ответы на волнующие вопросы. Господь воздает за труды. Через руки Матушки проходят десятки и сотни людей, нуждающихся в совете и молитве. Перед глазами проходит целая галерея женщин разного возраста, образования и социального положения. Связующим звеном для всех является вера. Через открытое сердце находят понимание люди разных профессий.
Живя бок о бок с многочисленными паломниками, можно сделать интересные и полезные наблюдения, своего рода портрет современной женщины, который поможет понять происходящее в нашей стране, понять, почему мы так нестройно живем. Становятся видны как на ладони характерные особенности воспитания современной женщины. Приезжают женщины в среднем 50–55 лет, в основном это люди городские, часто одинокие. К сожалению, теперь редко встречается настоящая крепкая, смекалистая хозяйка. А потому им приходится учиться прямо на месте, проходя хорошую школу практически боевой подготовки. Кстати, в монастыре приходит глубокое понимание значимости старинного уклада, практически утерянного в наши дни, и важности строгого распределения обязанностей между мужчиной и женщиной. И, что главное, правильности этого подхода. Матушка всегда подчеркивает, что в наше время пропало такое понятие, как жертвенность, особенно важное для женщины как хранительницы семьи. Ведь раньше этим и была сильна наша страна, и в мирное время, и во время войны. Платочки спасли Россию. В женщине десятилетиями искоренялось самопожертвование, которое было некогда нашим стержнем и опорой. А непослушание и эгоизм приветствовался и взращивался.
В монастырь приходят по-разному. Точнее, пути, которыми Господь приводит на святую землю, разнятся. «У Господа много призванных, но мало избранных», — всегда повторяет матушка Маркелла. Господь призывает всех, но не каждый откликается на этот призыв. Несмотря на многочисленных паломников и трудников, приезжающих поработать во Славу Божию, редко кто решается остаться насовсем и посвятить свою жизнь служению Богу. Даже те, у которых в душе складывается склонность к монастырской жизни, часто не могут решиться на такой шаг. Конечно же, это очень серьезное решение. Здесь и боязнь потерять привычное, укреплявшееся годами окружение; и работа, пусть уже нелюбимая и делающая человека несчастным; и домашние заботы, и страх перед мнением родных и знакомых, боязнь что-то менять в жизни, хотя ничего хорошего в этой жизни порой уже и нет. Весомым препятствием может стать даже любимая кошка, которую не на кого оставить. Просто не каждый готов открыть свое сердце Господу, отказаться от мирского.
Но кто все же приходит и остается, тот начинает нелегкий путь духовного делания. Начинается труднейшая духовная работа, со всевозможными препятствиями и искушениями. И только смирением, терпением и молитвой преодолевает это человек.
Приходят люди совершенно разные — по возрасту, социальной принадлежности, образованию, событиям прожитой жизни. Что касается возрастных категорий, то наиболее сложно приходится женщинам старшего поколения. Им сложно не в трудах, но в духовном делании. Выросшие в советское время, многие просто не понимают, что значит любить ближнего, т.к. их никто не любил. У других сложно с послушанием. Но, несмотря на это, трудятся, пытаются, исправляются. Кровью и потом соскабливают с себя то, что наросло. Трудами и молитвой «отрабатывают» свои грехи за всю прожитую жизнь. Приходит и молодежь. Разная, интересующаяся, порой трогательная, бывает, и ничего не знающая, но тянущаяся к Богу.
Каждая сестра может рассказать свою уникальную историю, одна интереснее другой. Толчком к приходу в монастырь служат разные жизненные события: кто-то до прихода в монастырь уже 30 служил при разных храмах и, наконец, в монастыре нашел постоянное пристанище, кто-то после смерти мужа получил благословение уйти в монастырь, кто-то играл в театре, кто-то закончил консерваторию. И какая радость, когда молодые девочки приходят служить Господу в самом начале жизненного пути. Целенаправленно и с полным пониманием того шага, который они совершают.
Строя стены, строят души. Главное, за что ратует матушка Маркелла, — это отношения между людьми. Чтобы все в монастыре было по-домашнему, чтобы все делалось с любовью. Ведь этот дом для сестер, для паломников и трудников. Дом Господа на земле, в котором учатся все делать с любовью. Поэтому так больно за наше, наверное, ставшее уже национальной чертой равнодушие к работе и сухое бездумное исполнительство. Как говорится, все, что не мое, гори синим пламенем. Все общее, и в то же время ничье. В женщине это особенно страшно. «От осинки не родятся апельсинки», — не устает повторять матушка. Потеряны традиции, умные, верные, сохраняющие устои, семью, на которые опирается и молодое поколение. Маленькими шажками, по крупицам, прилагая все усилия, монастырь строит стены, неся нашу родную культуру живущим и рождающимся.
Журнал «Начало» №22, 2010 г.