Коневец. Монашеский остров в Ладожском озере

Когда говорят о православных святынях Ладожского озера, всегда вспоминают Валаам. На протяжении многих веков сияет здесь своей славой Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, один из старейших и самых известных монастырей на Севере России. Но в старой России для православного паломника наряду с Валаамом всегда существовал ещё и Коневец. Монастырь менее известный, но не менее значимый, чем Валаамский. Их часто сравнивали с двумя братьями: Валаам — брат старший, а Коневец — младший.

Коневский монастырь расположен на острове Коневец, в северо-западной части Ладожского озера, у западного его берега. Сам остров небольшой, немногим более 7 км в длину и около 4 км в ширину. От берега его отделяет совсем небольшое водное пространство, которое катер без труда преодолевает меньше чем за один час.

Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Первые исторические сведения об острове Коневец относятся к тому времени, когда в 1393 году сюда пришёл с Афона инок Арсений, позже прославленный церковью как преп. Арсений Коневский, основатель Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Арсений был уроженцем Великого Новгорода. О точной дате его рождения нам ничего неизвестно. Рано полюбил он иноческую жизнь и ещё юношей ушёл в Лисогорский монастырь под Новгородом, где принял монашеский постриг с именем Арсения. Оттуда Арсений ушёл на Св. гору Афон, где прожил несколько лет. Афонский игумен, провидя в Арсении будущего великого подвижника, благословил его на основание монашеской обители в северных землях и дал икону Богородицы, которая позже явила на Руси множество чудотворений и была прославлена как икона Коневской Божьей Матери. Вместе с этой иконой преп. Арсений и прибыл на Коневец. На Коневце Арсений прожил 51 год и 12 июня 1444 года преставился ко Господу.

С этого времени и живёт основанная Арсением монашеская обитель во имя Рождества Богородицы. Не раз испытывал монастырь трудные времена, терпел нужду от шведов. Дважды шведы приходили на остров: первый раз в 1573 году, когда монахам пришлось покинуть остров почти на 20 лет, второй раз в 1610 году, когда Коневец, как и другие принадлежавшие России ладожские и карельские земли, почти на 100 лет отошёл во владение Швеции. Тогда шведы полностью разорили и уничтожили монастырь, а каменный храм во имя Рождества Богородицы разобрали до основания и использовали как материал для строительства кирхи в г. Кексгольме (нынешний Приозерск).

Вернуться назад монахи смогли только в 1719 году, после того как Пётр в ходе Северной войны вернул России некогда принадлежавшие ей северные земли. Тогда начался длительный период восстановления монастыря, который закончился только к началу 19 столетия. Фактически монастырь был полностью отстроен заново. На конец XIX — начало XX века приходится период расцвета Коневского монастыря. Ежегодно его посещали тысячи паломников, включая знаменитых писателей, художников. В 1858 году остров посетил Александр II. В память об этом событии недалеко от монастырского причала был поставлен небольшой памятник. Число братии тогда превышало 100 человек, а летом в монастырь приезжало до нескольких сотен трудников и паломников, чтобы потрудиться во Славу Божию и во благо обители.

После русской революции 1917 года, по декрету Ленина, некогда автономное Финляндское княжество в составе Российской империи получает независимость. Остров Коневец оказывается на территории Финляндии. Некоторое время монастырь ещё продолжает жить под властью финнов (финское правительство хотя особенно и не заботилось о жизни православных монахов, но и не мешало существовать монастырю). Но и этому пришёл конец: в 1939 году началась Советско-Финская война. Закончилась она годом позже поражением Финляндии. По условиям мирного договора, СССР отходили ладожские земли и Карельский перешеек, в том числе и острова на Ладоге — Коневец и Валаам. Монахам пришлось покинуть остров и перебраться в эвакуацию в Финляндию. Они считали, что покидают остров на некоторое время, но, как оказалось, покинули его навсегда.

В 1940 году на остров пришли военные части Красной армии. Монастырь был почти полностью разорён, церковная утварь разграблена. Иконы с иконостасов просто валялись на земле, осквернённые и поруганные. То и дело попадались разорванные книги, а ведь в библиотеке Коневского монастыря некогда насчитывалось до 8 тыс. томов, включая редкие старопечатные и рукописные книги XVI и XVII веков.

После окончания Великой отечественной войны на территории острова расположилась секретная военно-морская база, а сам остров был превращён в полигон, на котором испытывались новые виды советского оружия. Вплоть до возвращения монастыря церкви Коневец оставался закрытой для посещения территорией. В монашеских кельях теперь жили военные со своими семьями, храмовые здания использовались под склады, лаборатории, подсобные помещения. Следы пребывания на острове военных видны буквально повсюду: ржавая колючая проволока, остатки торпед, брошенная техника.

В 1991 году территория острова Коневец и весь комплекс монастырских зданий был возвращён Русской православной церкви. Сюда прибыли первые монахи, чтобы вновь, как и много лет назад после шведского разорения, возрождать на Коневце монашескую жизнь.

После этого прошло уже более 10 лет. Многие уже почти совсем забыли о некогда существовавшей на Коневце военной части. О годах неверия и запустения напоминают сейчас лишь старые архивные фотографии советских лет да облупившиеся и полуразрушенные стены монастырских зданий, для восстановления которых в былом величии понадобиться наверное, не один десяток лет. Но, несмотря на внешнее запустение, которое оставили во многих монашеских обителях годы советского лихолетья, в монастыре уже идёт монашеская жизнь. Регулярно совершаются богослужения в храме Рождества Богородицы. Сейчас в монастыре живёт почти 20 человек монашеской братии. Как и много лет назад, сюда каждый год бывают трудники, чтобы помочь монастырю своим трудом. Некоторые из них приезжают на Коневец уже не первый год, часто почти на всё лето.

На Коневце мне довелось прожить почти месяц, работая на острове в качестве представителя Паломнической службы экскурсоводом и заодно фотографом. Мне всегда хотелось пожить и поработать в каком-нибудь монастыре. Но на Коневец я, видимо, попал не совсем случайно. Мне, как и многим другим экскурсоводам, работающим в Паломнической службе Коневского монастыря, хотелось попасть на Валаам. Но оказавшись, по воле Божьей, на Коневце, мы об этом совсем не сожалели. Трудно найти такого человека, который не слышал бы о Валааме. Писатели и художники давно воспели суровую и манящую к себе красоту этого места. По сравнению с ним, остров Коневец тих и невзрачен. Здесь нет высоких скал, нет верениц больших и маленьких скалистых островков, окружающих берег. Нет того величественного северного пейзажа. Но, пожалуй, именно в этом и заключается прелесть Коневца. Многие из тех, кто приплывал на Коневец после посещения Валаама, дивились тиши и уединённости этого места. Здесь буквально отдыхаешь душой и телом.

Светлый и просторный сосновый бор сменяется здесь поросшим луговыми травами полем, а затем опять густым еловым лесом. Если пройти ещё немного по лесу, деревья начинают расступаться и становится видна Ладога. На всём протяжении вдоль берега тянется широкая полоса прекрасного песчаного пляжа. Те, кто бывал на песчаных пляжах Прибалтики, скажут, что Коневские пляжи можно сравнить только с ними. То тут, то там на пляже либо в глубине леса можно увидеть раскиданные в хаотическом беспорядке валуны — остатки древнего оледенения.

Но не только красоты природы наполняют Коневец жизнью. Прежде всего, Коневец — остров монашеский, молитвенный. И это чувствуется буквально с первых шагов на острове. Сходящих с корабля паломников и всех прибывающих на остров прямо у монастырского причала встречает большой деревянный поклонный крест. Поставлен он был совсем недавно, в 2002 году, и теперь знаменует собой, что монастырь живёт и возрождается.

От креста до монастырских ворот ведёт мощёная камнем дорожка, проходящая мимо посаженных коневскими монахами ещё в XIX веке клёнов и дубов. И вот оказываешься внутри монастырского каре. В центре него высится громада главного соборного храма во имя Рождества Богородицы. Конечно, собор не похож на белокаменные церкви Новгорода и Пскова, поражающие своим древним великолепием. Собор проектировался и возводился в начале 19 столетия, вобрав в себя формы классицизма и барокко и, в меньшей степени, традиции древнерусского храмового зодчества. Но для коневских монахов он дорог прежде всего как главный монастырский храм, возведённый на том самом месте, где некогда срубил небольшую деревянную церковку во имя Рождества Богородицы сам Арсений.

Здесь, в соборе Рождества Богородицы, находятся и две самые досточтимые святыни Коневского монастыря: икона Божьей Матери Коневской и мощи основателя монастыря, преп. Арсения Коневского.

Никогда ни в годы разорения монастыря шведами ни в то недавнее время, когда на острове находились военные, мощи Арсения не покидали остров. Они оставались лежать под спудом, под полом храма, как залог возвращения братии на остров. Арсений все эти годы оставался и остаётся сейчас вместе с основанной им обителью, и молитвенно, и телесно. Ежедневно поклониться мощам Арсения приходят многие паломники. Всё время у раки с мощами стоят живые цветы.

В углу храма, в резном деревянном киоте, находится икона Коневской Божьей Матери. Та самая, которую принёс с собой Арсений с горы Афон. Та самая, которой была благословлена вся жизнь Коневского монастыря. К сожалению, сейчас в храме находится лишь список с иконы, а сама икона находится в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре в г. Куопио. Когда монахи покидали остров в 1939 году, они взяли с собой и главную свою святыню — икону Богоматери. Так она и осталась пребывать на чужой земле, вместе с коневскими монахами, которым так и не удалось вернуться на родной остров.

Отправившись по широкой лесной дороге от монастыря вглубь острова и пройдя по ней около 800 метров, оказываешься у подножья Св. горы. Некогда Арсений прожил здесь около двух лет в одиночестве, прежде чем поселиться на берегу Ладоги, где сейчас стоит монастырь. Теперь на вершине Св. горы скит во имя Казанской иконы Божьей Матери, одна из самых красивых каменных построек на Коневце. Церковь простая, увенчана небольшой луковичной главкой. К церкви пристроена невысокая одноярусная колокольня.

Скитская жизнь на Коневце также начинает возрождаться. На Казанском скиту живёт первый насельник — иеросхимонах Варахиил, прибывший сюда с Валаама. Живёт он на скиту один, поэтому входить внутрь без благословения нельзя.

Особенной достопримечательностью острова является Конь-камень. Давным-давно, ещё до прихода на Коневец Арсения, обитавшие в этих землях карелы использовали остров как летнее пастбище для лошадей. Отсюда происходит и название острова — Коневец. Лошадей доставляли сюда весной, а осенью забирали назад. Одного коня приводили к Конь-камню и оставляли в жертву духам, которые, по преданию, обитали под камнем. Арсений, возможно, ещё застал здесь остатки существования столь грустного языческого обычая. Арсений провёл ночь у Конь-камня в молитве, а утром обошёл вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил камень святой водой. Как повествует житие Арсения, духи в виде копоти вылезли из камня, поднявшись к небу, обернулись в черных воронов и улетели прочь с острова. С тех пор на Коневце не водится ни чёрных воронов, ни змей, а на вершине Конь-камня стоит небольшая деревянная часовенка.

Змеи на Коневце действительно не водятся. А часовенка на Конь-камне стоит и доныне. В неё можно подняться по пристроенной к камню деревянной лестнице. Внутри всё просто: посередине стоит аналой для чтеца, на стене висят две иконы простого письма. Одна Божьей Матери Коневской, другая — преп. Арсения. Бревенчатые стены выкрашены изнутри белой краской, никаких украшений.

Зайти в часовню может каждый, дверь её открыта и днём и ночью. Пришлось мне как-то один раз возвращаться поздно вечером в монастырь. Было уже темно, на небе показались звезды. Проходя лесной дорогой мимо Конь-камня, я не поверил своим глазам. Вроде как в часовне кто-то есть и горит свет. Подошёл ближе — и действительно, внутри часовни кто-то был, горели свечи. Но ближе подходить не стал, чтобы не мешать. Кто был там внутри? Может быть какой-нибудь трудник либо послушник пришёл ночью помолиться в часовню? Так это и осталось для меня загадкой.

Покидать остров было для меня одновременно и грустно и радостно. Радостно уезжать, полному приятных впечатлений от проведённого на острове времени, встреч с разными и очень интересными людьми. С другой стороны, грустно расставаться с местом, которое в какой-то степени успело стать тебе чем-то родным. Но главное впечатление, которое продолжает жить в моей душе и сейчас, это то, что уже отступает то разрушение, что сталось в монастыре от предшествующих лет безбожия. Словно не было всех лет запустения обители, словно и не прерывалась на Коневце монашеская жизнь. Как и 600 лет назад, продолжает здесь молиться о нас святой угодник Божий Арсений и продолжает доныне лежать над этим местом благословение самой Пресвятой Богородицы.

 

Журнал «Начало» №14, 2005 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.