Критика радикальных воззрений на современную церковную жизнь
От редакции
10—11 ноября в городе Костроме по благословению Святейшего Патриарха Алексия и под начальственным водительством архиепископа Костромского и Галичского Высокопреосвященнейшего Александра состоялась региональная богословская конференция, посвященная актуальным проблемам церковной жизни. Работа конференции проходила в Костромской Духовной Семинарии, которую возглавляет архимандрит Геннадий и где проректором является выпускник Санкт-Петербургского Института богословия и философии Михаил Насонов. Связи, устанавливающиеся сегодня между Костромской епархией и Институтом богословия и философии, интерес, который проявляет Его Высокопреосвященство к педагогической, научной и издательской деятельности Института, сегодня особенно важны для нас. В том числе и потому, что возглавляемая владыкой Александром епархия являет собой пример возрождения духовной жизни России. За последние десять лет здесь возобновлена деятельность девяти монастырей, открыто свыше сотни приходов, совершенствуется духовное образование, активно осуществляется благотворительная деятельность: организован приют для детей-сирот и для детей, брошенных родителями, при Богоявленско-Анастасиином монастыре, здесь же существует и богадельня для престарелых и инвалидов. Много внимания уделяется развитию информационной сети, достаточно указать на такое новое для сегодняшней жизни церкви явление, как епархиальное телевидение, действующее уже не один год. Обращают на себя внимание прочные связи Костромской Семинарии с Санкт-Петербургскими Духовными Школами, где некогда обучались нынешние ее преподаватели.
Непосредственно на конференции обсуждались очень важные проблемы современной церковной жизни. По вопросам работы Церкви с молодежью с докладами «Проблемы православной миссии в молодежной среде» и «Проблема религиозного воспитания детей и молодежи» выступили иерей Владимир Пархоменко и ответственный секретарь Всецерковного Православного движения О.В. Решетников. Об опыте взаимодействия Церкви с армейскими структурами поделился своими размышлениями иерей Олег Новиков. На тему особой роли монашества состоялся доклад архимандрита Никандра (Анпилогова) «Монастыри и монашество в современной России». О Православии в современной Западной Европе говорил М.Ю. Насонов.
Ниже мы публикуем доклад, с которым выступил приглашенный на конференцию проректор ИБиФ по научной работе, д.ф.н., профессор О.Е. Иванов.
О.Е. Иванов
КРИТИКА РАДИКАЛЬНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ НА СОВРЕМЕННУЮ ЦЕРКОВНУЮ ЖИЗНЬ
Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие отец ректор, досточтимые отцы, участники Региональной богословской конференции!
В моем докладе речь пойдет о явлении в данной аудитории хорошо знакомом. Это, главным образом, публикации газеты «Русь православная» и близких к ней изданий. Данное обстоятельство избавляет меня от необходимости приводить обильные выдержки из печатных материалов околоцерковной прессы и называть имена их авторов. Все они, повторяю, хорошо известны. Моя задача состоит в другом: дать общую характеристику и прояснить природу околоцерковного радикализма. Менее всего я собираюсь включаться в полемику с вышеупомянутыми авторами по причинам, которые будут изложены ниже. Поэтому и само слово «критика» употребляется в моем докладе не в смысле способа вести полемику, а в качестве исследовательского подхода.
Первый и, пожалуй, центральный аспект такой критики содержится уже в названии доклада. Ведь само слово радикальный означает крайний и одновременно решительный. «Радикал» — читаем мы в «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» — это «сторонник крайних взглядов и решительных действий». И тут возникает вопрос: может ли обладатель подобных качеств находиться внутри Церкви, или его позиция неизбежно оказывается вне ее? К последней ситуации Церковь за годы гонений привыкла, так как на нее постоянно обрушивались атаки воинствующих атеистов. Никакого вреда Церкви они не принесли, да и не могли принести, хотя бы по причине умственной немощи такого рода критиков, а также очевидности внецерковной и антицерковной позиции последних. Здесь все было достаточно ясно. Нынче ситуация изменилась и никакой откровенной борьбы с Церковью уже почти никто не ведет, за исключением отдельных ископаемых мастодонтов, маскирующих свой атеизм под маской сомнительного во всех отношениях предмета — религиоведения, в рамках которого нынче демонстрируется явное непонимание и неприятие религии.
Однако и не обращая внимания на последнее обстоятельство, можно сказать, что радикализм в вопросах, связанных с церковной жизнью, не только не изжит, но и приобретает все более и более опасную форму, так как рядится в церковные одежды и провозглашает борьбу за чистоту православной веры. Опасность эта сохраняется опять-таки не для самой Церкви в ее подлинном, истинном смысле, скорее, оно задевает те многочисленные нити, которые связывают Церковь с миром и приуменьшают, таким образом, возможности церковной миссии, создает у многих людей неверное представление о Церкви, оставляя их за стенами храма гораздо дольше, чем имело бы место при отсутствии вышеупомянутых действий.
В этой связи прежде всего отметим, что само понятие радикализма в Церкви выглядит весьма сомнительно и двусмысленно. Ведь о каких крайностях может идти речь в ее целостном устроении или о какой решительности, если уже все решено? Политический радикализм, возможно, необходим на крутых поворотах истории, в кризисные времена, переживаемые тем или иным обществом. Однако в церковной жизни нет ни решительных поворотов, ни вновь возникающих кризисов. Они могут заявить о себе, когда Церковь выходит в мир и проявляет себя в политике, подчиняясь, тем самым, ее законам, но данное обстоятельство касается, скорее, проблем мира, а не Церкви. Радикализм вообще понятие, по существу, политическое, а не церковное, и радикалами являются те, кто тянет политику внутрь Церкви, в очередной раз безуспешно пытаясь нарушить ее внутренний строй и нанося вред лишь остающимся, при их содействии, вне Церкви людям.
В сущности, ничего общего с радикализмом Церковь не имеет. Можно ли сказать, например, что Отцы I Вселенского Собора проявили себя как радикалы в борьбе с арианской ересью? Такого допустить нельзя даже с большой натяжкой. Скорее, радикалами были Арий и его сторонники. Отцы же Церкви исходили из реального ощущения ее поистине космической целостности, кафоличности. Они стояли в истине, а не боролись за нее, прибегая к каким-либо «крайним и решительным» методам. Этот дух Церкви, казалось бы, должен быть внятен любому православному человеку. Однако сегодня наблюдается явное проявление радикализма именно со стороны тех, кто открыто заявляет о своей принадлежности к православию. Последнее утверждение нуждается в доказательстве или, по крайней мере, более ясном представлении. Под радикалами мы имеем в виду часть активных мирян, позволяющих себе публично высказываться и иметь собственную точку зрения на сложнейшие проблемы внутрицерковной жизни и соотносимые с ней общественные вопросы, вопреки духу Церкви.
Наглядным примером могут служить действия так называемой православной общественности, связанные с погребением останков царской семьи. Я говорю «так называемой», потому что «православность» в этом словосочетании занимает гораздо меньший удельный вес, нежели «общественность». Можно даже сказать, что она сведена здесь до роли простого значка или прикрытия совершенно внецерковного состояния души. В именующейся «православной» прессе, которая сразу вынесла «решительный и крайний» вердикт о неподлинности останков, обнаружила себя стилистика, целиком заимствованная из официальной советской прессы, когда последней приходилось, скажем, вести непримиримую «идеологическую борьбу» с «классовым врагом». Эта стилистика, а не голословные утверждения о собственной православности, или искусственно привязываемые к тексту выдержки из Священного Писания и Святоотеческого наследия, позволяет заключить о подлинном характере и намерениях людей, пытающихся внушить другим иллюзию о своей принадлежности к Церкви и привлечь на свою сторону слабо ориентирующихся в богословских, исторических и естественнонаучных вопросах мирян. Это полная безапелляционность высказываний или опять-таки всего лишь иллюзорная и рассчитанная на слабую подготовку читателя или радиослушателя их убедительность, полная неготовность по существу, а не путем приведения отдельных цитат, выпадающих из контекста, выслушать противоположную сторону. Или готовность выслушать, уже имея с самого начала ответы на все задаваемые вопросы. Дискуссия методом «игры в одни ворота» всегда была характерным приемом советских средств массовой информации. Здесь отсутствует всякая возможность честно и по существу, критически отнестись к своим собственным заявлениям, «взглянуть на себя со стороны», оценить свои утверждения, возрасти над собой и переменить свой ум, что всегда было неотъемлемым признаком христианской жизни.
Впрочем, «православная общественность» по существу и не связывает понятия православности с христианством. Православие для нее — это прежде всего ее собственная правота, готовность судить всех и вся с наспех замаскированной трибуны партийного собрания. Совсем недавно подобного рода действия осуществлялись под эгидой «единственно верного учения», то есть марксизма-ленинизма, теперь же прикрытием для них служит «единственно» верное вероучение, то есть православие. Не трудно заметить, что главное здесь — все тот же признак «единственной верности», совершенно внешне, в политическом, а не церковном смысле понимаемый и открывающий автору право применять любые, в том числе и недозволенные, приемы полемики. Вспоминать, что, являясь православным, он одновременно является и христианином, что православность — это и есть христианство, для него уже ни к чему. Здесь действуют, прежде всего, честолюбивые мотивы, воля к власти, стремление утвердить свое Я вопреки не только религиозным, но этическим, правовым и вообще каким-либо ограничениям.
Сегодня приходится признать, что критика коммунизма как политического учения оказалась совершенно недостаточной для понимания его основы, которая коренится далеко за пределами партийных лозунгов, в самой психологии людей, в древней привычке ставить себя самого выше Бога и ближнего. Ближний здесь оказывается недостойным серьезного разговора с ним, а Бог уже не внушает страха за безответственные и подчиненные лишь собственному эгоизму действия. Но существует ли Церковь, в которой нет Бога и ближнего, тем более, Церковь истинная, православная?
Мы не предпринимаем здесь попыток дать какие бы то ни было собственные оценки обстоятельствам, связанным с «екатеринбургскими останками», и постараемся сами избежать критикуемого нами радикализма. Нам важна все та же вышеупомянутая стилистика поведения православной общественности, обнаруживающая ее полную включенность в образцы действий, заимствованные из коммунистического прошлого. Сохранение этой стилистики говорит о том, что ее обладатели христианами — по тем словам, которые исходят из их уст, — не являются, и тем более не являются православными христианами. Слово же имеет огромное значение в жизни церковного человека, ибо сопричастно Слову Истины; и произносить слова — значит открывать себя, свое отношение к Первослову.
Мы сталкиваемся с проблемой прежде совершенно незнакомой Церкви. Когда-то воцерковлялся, крестился иудей, когда-то язычник, когда-то и где-то, но это всегда был человек определенной почвы, почвы, подлежащей и открытой преображению. Коммунист, то есть тот психологический тип, о котором у нас здесь идет речь, войти в Церковь не может, так как у него нет почвы, нет точки стояния, его позиция на самом деле есть Ничто, некий провал, преображению не подлежащий. Необходимо вначале почву обрести, отказаться от своих прошлых воззрений, отказаться от стиля, от приемов своей речи, способов отношения к другим людям, то есть сознательно во всей полноте своего существа отринуть диавола, как это происходит во время таинства Крещения. Иными словами, необходимо покаяние в полном смысле этого слова, как изменение собственной органики, как подлинная перемена ума. Почва обретается не в Церкви, а до Церкви или даже вне ее, рядом с ней; эта почва есть та площадка, та земля перед папертью, с которой человек делает шаг вверх и входит в храм. Из Ничто в Церковь войти невозможно.
Воцерковление, тем самым, предполагает уже некую изначальную устойчивость души, некое устойчивое состояние ума, некоторую изначальную, еще доцерковную, честность и человеческое достоинство; как это ни парадоксально звучит, но церковным человек в каком-то смысле должен быть еще до Церкви, в той степени церковности, которая есть простая человечность, та предпосылка, которая и служит материалом для преображения человека в Церкви. Именно отсутствие этой базы, маргинальность, простую человеческую неорганизованность, необразованность, невоспитанность, нигилистический характер оценок, если вернуться к ситуации с «екатеринбургскими останками», демонстрировала околоцерковная общественность, буквально выведенная на улицу ее радикальными лидерами на хорошо нам знакомые митинги протеста, которые почему-то именовались молитвенными стояниями. Впрочем, есть все основания подозревать, что если бы международные экспертные комиссии приняли противоположное заключение, то есть признали останки царской семьи неподлинными, радикалы стали бы опровергать и его. Ведь для нигилиста главное — сказать нет, заявить, что прав только он, иначе ему не заявить о себе, ибо никакого положительного начала в нем нет.
Но всем должно быть понятно, и это замечают те самые доцерковные люди, о которых мы только что говорили (замечают только потому, что они просто люди), что церковный человек, человек духовный никогда не выйдет на улицу с плакатом, где тем более сформулировано мнение по незнакомой ему, в сущности, проблеме, в которой может разобраться только специалист: историк, биолог и т.д. Таким специалистом сам церковный человек вовсе быть не должен, но он должен понимать, что говорить определенные слова дано только тому, кому позволяет призвание и осуществляемый род занятий. Ведь церковный человек знает, что мир не хаос, он существует не случайно и сотворен Богом, как сотворены и все призвания и все предназначения людей на земле. Поэтому он не имеет права не верить тому, кто призван заниматься своим делом, ибо эти занятия тоже есть дело творения. Если, скажем, существует специалист математик, то это значит, что его занятие угодно Богу даже в том случае, если этот математик так называемый нецерковный человек, ибо он делает свое дело, и ставящий свое мнение над мнением специалиста безграмотный, но так называемый церковный человек (то есть участвующий в литургической жизни Церкви, но никоим образом не связывающий эту жизнь со своим земным предназначением, не имеющий цели жизни или отринувший свое призвание) по существу кощунствует. Он не принимает во внимание дело Божественного устроения, промысла Божия, и считает, что его собственный суд есть последняя и высшая инстанция в оценке каких-либо событий. Конечно же, разногласия могут возникнуть и среди специалистов, но это будут разногласия по существу, в которые сторонний человек вмешиваться и выносить по их поводу собственное суждение права не имеет. Этот человек и есть церковный радикал, он и представляет из себя живой пример противоречащего самому себе понятия. Ведь он — чистой воды идеолог, а идеология не может иметь с Церковью ничего общего.
Противоречащее же самому себе понятие отображает противоречащий самому себе, то есть несуществующий, предмет. Поэтому церковный радикализм не подлежит, к сожалению, настоящей и прежде всего научной критике в силу собственного несуществования. Поэтому нашей настоящей задачей в итоге оказался не научный анализ этого предмета, а тот способ обрисовать его, который наилучшим образом это несуществование фиксирует.
Вследствие сделанного нами открытия мы можем вполне определенно заявить, что никакая полемика, если под полемикой подразумевать, разумеется, осмысленный разговор, с «Русью православной» и с другими подобными изданиями или с читателями подобных изданий в принципе невозможна. «Православная общественность» — несуществующее явление, некий грозный знак, который на самом деле ничего не обозначает в смысле реального общественного явления, с которым иерархи нашей Церкви, священнослужители должны были бы с необходимостью считаться именно как с реальным общественным явлением, реагировать на него. «Православная общественность» — это не более чем узкая группа лиц, добивающаяся своих личных целей за счет Церкви и, как им кажется, на ее территории. Вступить с ними в серьезные отношения, повторим, просто-напросто невозможно, по той причине, что они не те, за кого себя выдают.
Однако мы не можем здесь давать рекомендации и советы архипастырям и пастырям; в качестве православных мирян мы должны определить свою задачу как создание такой, прежде всего образовательной и информационной почвы, которая сделала бы невозможным то ложное положение и те иллюзии, в которые вовлекаются души неофитов, людей, неспособных еще пока выработать трезвое церковное мировоззрение. Как нам кажется, именно на подобного рода дело и должны быть сегодня направлены основные усилия тех структур, которые обеспечивают взаимодействие Церкви и общества.
Поле деятельности здесь поистине безграничное, возьмем хотя бы проблему соотношения светского и церковного образования, прежде всего, соотношение гуманитарных и богословских дисциплин. Сильную обеспокоенность здесь вызывают предпринимаемые в прессе усилия тех же околоцерковных людей противопоставить один вид образования другому, разорвать единое целое, формирующее человеческую душу. Некоторые факты из этого ряда способны вызвать лишь чувство возмущения и растерянности. Согласно имеющему место мнению, которое и мнением-то назвать трудно, в православных учебных заведениях (имеются в виду не духовные школы, а школы для детей православных мирян) не следует, например, изучать античную культуру, так как в ней речь идет о языческих божествах, являющихся, по православным представлениям, бесами. Здесь делаются смехотворные по своей беспочвенности и умственной узости нападки на культурный мир Петербурга, в котором во всем многообразии демонстрируют себя мифологические мотивы древности.
Нигилист, или просто невежественный человек недавнего прошлого (миф о Советском Союзе как стране «самых читающих людей» не более чем миф), не любил этого культурного мира, так как просто не понимал его: высокое искусство было ему не по зубам и «Подмосковные вечера» значили гораздо больше, чем все произведения Рахманинова. Но заявлять об этом открыто ему было негде, такие «мнения» в газетах не печатали, кроме того и сам он смутно догадывался, что подобная «позиция» по каким-то неясным для него самого, но ощутимо властным критериям, ущербна. Теперь же появилась возможность возвеличить собственное невежество, «опираясь», а на самом деле кощунственно эксплуатируя «единственно верное вероучение». Ведь признаться себе самому в собственном невежестве крайне трудно. Сказать «не признаю, потому что не понимаю» мало кто из этой публики решится, а утверждать о культурном явлении, что оно не признается ими по причине своей «богомерзкости», просто и легко. И здесь Церковь необходима православным атеистам, чтобы возвысить свою ничтойность, темный хаос своей души — над культурой, над знанием, над человеком как таковым.
Они, видимо, не способны понять, что скульптурные изображения языческих божеств в летнем саду Санкт-Петербурга не имеют никакого культового значения, это чистые феномены искусства, имеющие не религиозный, а исключительно культурный смысл. Сакральное наполнение давно оставило их и служит лишь мотивом творчества по критериям искусства. В них главное — форма, то есть эстетическое, а не религиозное начало. Начало, крайне необходимое сегодня для формирования той самой души, которая имеет перспективу подлинного воцерковления, той самой почвы, из которой должно вырасти зерно истинной веры. Посеенное, конечно, не «вакхами» и «венерами», но предполагающее, что часть работы именно ими уже была сделана, благодаря чему мы имеем твердую почву перед церковным порогом, а не провал.
Неужели не ясно, что те, кто придает парковой или дворцовой скульптуре статус собрания языческих идолов, сами же и возвращают языческим божествам тот смысл, с которым, по видимости, борются. Ведь «действующий», признанный в качестве языческого божества Марс в духовном смысле гораздо опаснее его культурной маски. Тем самым на деле разрушается почва, на которой способно утвердиться православие, тот «культурный утес», над которым может возвыситься Церковь, ведь Церковь перерастает культуру, возвышается над культурой, а не отрицает ее, ибо в последнем случае она имела бы дело не с человеком, а с его чистым отрицанием. Она возвышается именно над всем человеческим как только человеческим; но не предполагая простого наличия этого человеческого содержания — ни воцерковлять, не преображать некого и нечего.
Иногда делают ссылки на то, что во времена Петра Великого и позднее люди Церкви с тревогой наблюдали за тем потоком произведений европейского искусства, который хлынул в новую Россию. И надо сказать, что определенные основания для беспокойства у духовенства были. Ведь Россия к началу XVIII века, не та лубочная, сказочная, придуманная инфантильными душами современных «радетелей за Церковь» Россия, а реальная родина страшного церковного раскола, в ее народной толще во многом была языческой страной. И всякое упоминание о языческих божествах, изображения которых появлялись в столице государства, не могло не вызывать внимания у Церкви. Ведь когда собственно народ со всей серьезностью участвует в отправлении культов природных божеств, появление во дворце молодого царя, скажем, статуи Диониса невольно наводит на мысль, что на помощь отечественным «бесам» спешат их высокопоставленные собратья с запада, да еще используя при этом власть царскую. Но так было в начале XVIII века, сегодня же — конец XX, и мы имеем дело не с языческой почвой, а с атеистической беспочвенностью в душах людей. Такова особенность нынешнего этапа нашей истории. Понятно, что для «православной общественности» никакой истории не существует. Опять-таки «общественность» эта с удивительной легкостью заимствует примеры из самых разных исторических эпох, считая, что православному человеку историю знать как-то ни к чему, или знать нужно только то из нее, что соответствует идеологическим целям православной общественности. Надеюсь, доказывать внецерковность этого взгляда, его чистую нигилистичность нет необходимости. Ведь Церковь Христова, будучи вселенской Церковью, Церковью, воплотившей в себя вечность, всегда обращена к конкретному, живущему здесь и теперь человеку, и требует от него действий, соответствующих конкретной ситуации последнего. Невообразимой глупостью было бы утверждать, что святой благоверный князь Александр Невский не должен был бы остановить западную экспансию в Росси, но не меньшей глупостью была бы попытка имитировать ту же ситуацию в современных условиях. Картонным мечом размахивают только в театре, а иного оружия у нас сегодня нет. Не вследствие нашей слабости, а по существующим историческим условиям. Долг современного человека — исполнить свое, особое предназначение: соотнестись с западной культурной почвой и не потеряться в ней, утвердить право на свое призвание, исполнение которого крайне необходимо тому же западу. Не случайно в молитвословии, обращенном к святому благоверному князю, призывается его помощь в исполнении уникального, конкретного призвания каждого человека: «Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси и нас твоею помощию пребывати коегождо, внеже призван есть, настави». Православный человек ничего не копирует, он исполняет данное ему Богом дело. Никакие «исторические аналогии» сами по себе для христианина роли не играют, ибо Бог, а не история, определяет его жизнь.
История как таковая, чистая история, с ее аналогиями и примерами, воспринимаемыми как руководство к действию, не более чем атеистическая выдумка.
В этой связи совершенно одиозным выглядит так называемый патриотизм радикалов, который они считают едва ли не главной своей заслугой и на основании которого объединяются опять-таки с так называемыми «патриотическими силами», включая коммунистов. Но идеолог не может быть патриотом, так как он любит только самого себя, свою волю к власти. Все противоречия патриотизма радикалов обнаруживают себя в самом названии «Руси православной», именующейся «главной патриотической газетой».
Ведь если газета действительно православная, то патриотизм подразумевается без деклараций. Каждый православный знает: «Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу». Нельзя быть православным и не помнить об отечестве. Истинный патриотизм в православии, не истинный — вне его. Отсюда словосочетание либо бессмысленно, либо означает прибавку к православию чуждого ему момента, того самого неистинного патриотизма. «Независимость» же ещё более малопонятна. От чего независимость? От церковного священноначалия, которое «ревнители» получают тем самым право критиковать. Но тогда газету нельзя назвать православной, так как никакого православия вне Церкви быть не может. Подобные ходы возможны лишь у протестантов, и газета, стало быть, «протестантско-патриотическая» или нечто подобное. Такой смысловой необязательностью, очень удачно здесь себя проявившей, наполнены все «богословские» материалы этого издания.
По сходным соображениям и никакого «союза патриотов» быть не может, так как патриотизм не есть самостоятельная реальность, а только необходимое следствие определенного человеческого призвания. Православный священник, например, патриот потому, что он православный, потому что молится за Россию и просто по церковному канону не имеет права не молиться за отечество. Солдат — патриот, потому что он погибает за родину, учитель — потому что воспитывает и образовывает молодое поколение своей страны. Ни о каком патриотизме как таковом, чистом патриотизме речи быть не может. Патриотизм определяется делаемым делом. Так о каком патриотизме коммунистического идеолога может идти речь, если все его действия направлены со времен Маркса и Ленина на разрушение национального государства? Коммунист-государственник — это противоречие в понятиях, что-то вроде «деревянного железа». Основной термин такого идеолога применительно к обществу — класс, а не государство. Поэтому и само государство он трактует во второстепенном смысле, как средство. Оно не более чем «орудие классовой борьбы».
Кто-то захочет сказать, что нынешние коммунисты другие, но тогда они уже не коммунисты. Коммунизм — это вполне определенная идеология, впервые сформированная в «Манифесте коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и не подлежащая никакой трансформации. Значит, если перед нами не «прежний коммунист», а «другой коммунист», то перед нами неизвестно кто, а от неизвестного можно ждать чего угодно. Никакой «чистый патриотизм» не способен объединить кого-либо с этим таинственным и наверняка опасным существом. Хаотическая неопределенность сознания «нового коммуниста» ничем не лучше предельной однозначности взглядов старого.
Не следует думать, что радикализм околоцерковной общественности всегда связан с псевдопатриотическим лагерем. Не менее радикальны и так называемые либералы, антицерковно направленная деятельность которых сегодня более ясна и останавливаться на них не представляется необходимым. С «ревнителями» их объединяет, несмотря на все расхождения значков и лозунгов, все тот же нигилизм, отсутствие настоящей национально-культурной почвы.
В нашей, конкретной и исключительной исторической ситуации обращение к культуре, таким образом, необходимо как воздух; необходимо, как, может быть, это ни странно звучит, именно в интересах истинного воцерковления. Настоящее образование не может быть отнесено «на потом», и тем более, православный человек не имеет права относиться к нему снисходительно. Снисходительно относиться к образованию может лишь тот, кто сам нуждается в снисхождении, невежда, слабый умом человек. Поэтому усвоение культуры, изучение культуры является органической частью возрастания человека к Церкви и в Церкви. Конечно, имеется в виду, не разрозненное и случайное изложение фактов из области культуры, которое мы сегодня находим в многочисленных учебниках культурологии, издаваемых государственными ВУЗами — там, где о культуре сегодня говорят те же преподаватели-марксисты, которые вчера преподавали научный коммунизм или другие идеологические дисциплины. Такой подход настоящего отношения к культуре выработать не может. Необходимо систематическое знание о культуре, организованное и фундированное именно богословскими смыслами. И такие действия, слава Богу, сегодня уже предпринимаются. Мне известен по крайней мере один состоявшийся пример: вышедший в прошлом году очень обстоятельный, почти на 40 печатных листов, курс лекций по теории и истории культуры петербургского автора, ректора Института богословия и философии Петра Александровича Сапронова, где церковная точка зрения на культуру не декларирована в мифически чистом виде, оторванном как от самой Церкви, так и от культуры, а незримо присутствует в реальном и глубоком исследовании предмета. Такого рода разработки, возможно, способны оказаться полезными и для духовных школ, о чем, естественно, должно высказать свою точку зрения священноначалие. Но, безусловно, в среде мирян и светских людей, готовящихся к воцерковлению, это реальное дело во многом способно обеспечить ситуацию, когда вопрос и необходимость критики радикальных воззрений на церковную жизнь сам собой будет снят с повестки дня.
Журнал «Начало» №8, 1999 г.