Праздник Успения Божией Матери в Святой Земле

Окончив свое очередное краткое паломническое путешествие по Святой Земле по случаю праздника Успения Пресвятой Богородицы, спешу поделиться некоторыми впечатлениями о посещении Святого Града Иерусалима, где Пресвятая Богородица родилась, воспитывалась при храме, сопровождала Своего Сына на страдания, стояла у Его Креста на Голгофе, где состоялась Ее праведная кончина, погребение и вознесение.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается в Иерусалиме по юлианскому календарю 28 августа. Время Успенского поста, а в особенности период между праздниками Преображения и Успения — это уникальное время на Святой Земле: на Гробе Господнем каждую ночь совершаются литургии (в отличие от еженедельных в ночь с субботы на воскресенье во все остальное время года), в ночь с 24 на 25 августа совершается крестный ход с выносом плащаницы Божией Матери, в воспоминание перенесения апостолами пречистого Тела Богоматери с Сиона в Гефсиманию, и плащаница выставляется для всеобщего поклонения, а утром 28 августа в храме на Гробе Божией Матери совершается праздничное патриаршее богослужение.

Каждый год милостивая Матерь Божия собирает верующих на Свой праздник в Гефсимании, на месте Ее успения и погребения. Как некогда перед Ее славным Успением чудесным образом оказались собраны апостолы, так в эти дни многие приезжают в Иерусалим издалека, на праздник торжества жизни над смертью, на день Ее прославления. Общее благоговейное настроение паломников, цветы, праздничные богослужения — все это радостный опыт и переживания, утешающие уставшую суетиться душу. Церковь называет кончину Божией Матери не смертью, а успением — отхождением ко сну, успокоением. Это отрадный, именно новозаветный взгляд на смерть, который стал возможен благодаря искупительной жертве Спасителя мира[1]. Мы не только не скорбим на Ее гробе, но радуемся Ее исходу и прославляем его. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — сказано в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Мы радуемся и прославляем Божию Матерь — Она, будучи одной из людей, удостоилась быть Матерью Самого Бога, терпеливо перенесла все страдания и величайшее мученичество, видя смерть Сына, и стала для нас небесной заступницей, радостью скорбящих и дверью нашего спасения, как поется в тропаре: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем».

В этом году Пресвятая Богородица собрала многих паломников на Свой праздник в Иерусалиме в очередной раз, для укрепления в вере, что смерти нет, что есть только таинственный переход в иную, вечную жизнь. В Православной Церкви смерть стала предметом праздника: торжественно возвещается смерть Христова как спасительная и живоносная для всех нас, торжественно вспоминается и смерть Богородицы как поучительная и утешительная. Как пример завершения удивительной христианской жизни: Она «совершенно созрела на земле для неба, что тела Ее не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения»[2]. На третий день после Успения не обнаружили апостолы во гробе тела Божией Матери, Она воскресла, и тление не коснулось Ее пречистого тела. Такой кончины не было ни у кого, кроме Нее: «Она не изъята была от закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью… Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви»[3].

Много видел за свою историю Святой Град Иерусалим: вавилонские и римские войска брали его штурмом, разрушали стены, город, уничтожали его святыни. Здесь были воины-арабы и рыцари-крестоносцы, над воротами города сменяли друг друга знамена римлян, двуглавый орел Византии, османский полумесяц, ливанский кедр, а ныне шестиконечная звезда. Иерусалим превращался в развалины и отстраивался вновь. Но при этом Гроб Божией Матери оставался невредим, словно волны бушующего океана замирали у ног Богородицы.

Успенский подземный храм с гробницей Божией Матери у подножия Елеонской горы в Гефсимании. 2014 г.
Фото пользователя Afinapost.

С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией. В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако Гроб Богоматери сохранился. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви теперь не видно. В IX веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.

Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году, значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI–ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предательства. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманском храме.

Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. Это подземный храм, при входе в который у железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени по правой стороне находится придел в честь праведных Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, по левой стороне — придел праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый — Армяно-Григорианской (с 1814 года).

Раньше в храме кроме дверей были и окна, сейчас их нет. В центре храма — гробница Богородицы с двумя входами: входят западными дверьми, а выходят северными. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. Гробница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

В каменном кивоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут плащаницу Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица в Иерусалиме

«Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть также неодинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда естественное предположение, что у такой необыкновенной Личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде»[4].

Лестница Успенского подземного храма с гробницей Божией Матери у подножия Елеонской горы в Гефсимании.
2014 г. Фото пользователя Afinapost.

Священное Писание дает мало сведений о земной жизни Пресвятой Богородицы, ее жизнь — тайна. В Псалме царя Давида пророчески сказано о Ней: «Вся слава дщери Царя внутри» (Пс. 44,14). Вся слава Ее внутри, ибо заключается она не во внешнем блеске и великолепии, а в Ее внутренних совершенствах и добродетелях. Она по Своему смирению жила в безвестности, совершая подвиг материнского соучастия в жертвенности и страданиях Сына, Христа Спасителя. И в то же время, несмотря на сокровенность жизненных событий Богородицы, во Святом Граде существует и по сей день много осязаемых свидетельств Ее пребывания.

Вся земная жизнь Богородицы, начиная с Ее рождения и кончая Ее Успением, является как бы непрерывной цепью божественных откровений. Начиная с ветхозаветного обетования «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3,15), ветхозаветные пророки благовествовали о Ней, а за 700 лет до рождения Христа пророк Исаия предрек: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7,14).

Родилась Она в Иерусалиме, в доме своих родителей, праведных Иоакима и Анны, недалеко от купальни Вифезда (ныне в границах «Старого Города», у Львиных Ворот). На этом месте устроена небольшая церковь внутри дома, где живет арабская семья. Можно спуститься по узкой лестнице вниз, туда, где, по преданию, находился дом праведных родителей Марии. Когда Ей исполнилось 3 года, пожилые Иоаким и Анна привели Дитя в Иерусалимский храм. Обещанная Своими благочестивыми родителями на служение Богу, она в три года имела такую духовную устремленность, что самостоятельно поднялась от нижней ступеньки до верхней, к храму, где осталась жить. И первосвященник принимает Ее как дар Богу, вводя Ее во Святая Святых, по внушению Духа Святого. Это событие в разное время изображали художники и иконописцы, прославляя введение во храм Пресвятой Богородицы. По сути, Она Сама со временем стала Храмом, вместив Своего Божественного Сына.

Первым известным примером признания в Марии Божией Матери было восклицание: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?». Причём, эти слова Елизавета говорит не по собственному разумению, а по внушению Св. Духа. Встреча эта произошла в «нагорной стране, в городе Иудине, в доме Захарии» (Лк. 39,40). Это место находится в 4 км к западу от Иерусалима, в деревне Эйн-Карем. На месте встречи праведной Елизаветы и Пречистой Девы стоит двухэтажная церковь Посещения. Построенная изначально в V в., она много раз перестраивалась, а в 1938 году францисканцы возвели на ее месте Церковь Посещения, дорога к которой идет вдоль стен русского Горненского монастыря.

При описании евангелистами событий жизни Иисуса Христа Пресвятая Дева упоминается также как присутствовавшая на (Ин. 2,1–11). Именно по Ее просьбе Христос совершает Свое первое чудо превращения воды в вино, несмотря на то, что «еще не пришел Его час». Заметив нужду бедных людей, Божья Матерь обращается к Своему Сыну с просьбой за них, а Он проявляет уважение к этой просьбе. Это первый пример ходатайства Божией Матери за людей, Ее материнского участия в нашей жизни. После Своего Успения, Она ближе всех стоит к Престолу Божию как мать Сына Божия по плоти и приносит Свои молитвы за людей как Заступница, Приятелище сирых и странных Предстательница, скорбящих радосте и обидимым Покровительница. Доступная при Своей земной жизни лишь немногим, по Своем Успении она стала доступна всем. И все мы, православные христиане, вслед за Иоанном Богословом усыновляемся и удочеряемся Ей, подходя под Ее материнское благословение и попечение, молясь Ей и живя по-христиански.

Пережив страшную смерть Сына, Она, согласно Его завещанию, оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин. 19,25–27). Она видела Вознесение Господа, стоя недалеко от того места, где это произошло на горе Елеон. Ее пречистая стопочка отпечаталась на камне, который бережно хранится за оградой у Вознесенского храма русского Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских, и преимущественно из Священного Предания. В I веке об Успении Пресвятой Богородицы писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке[5].

Кувуклия, расположенная в центре Успенского храма Елеонской горы в Гефсимании. 2014 г.
Фото пользователя Afinapost.

Согласно Преданию, Пресвятая Богородица пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян. 1,14), жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на церковь (Деян. 12,1–3), затем переселилась в Эфес, откуда посетила праведного Лазаря Четверодневного на о. Кипр и гору Афон, которую благословила как Свой удел.

К моменту Своей смерти Богородица снова вернулась в Иерусалим, посещала места, связанные с событиями жизни Ее Сына, ходила молиться на Голгофу, Гроб Господень, на Елеон. За три дня до смерти, во время молитвы на Елеоне, Ей была возвещена кончина Ангелом, который вручил Ей райскую светящуюся ветвь, символ нетления и победы над смертью. Уединяясь для молитвы, Пресвятая Богородица, согласно Преданию, размышляла о смерти и готовилась к ней, молясь о скорейшем Своем отшествии к Сыну. Во всей Своей земной жизни, насколько она нам известна, Пресвятая Дева всегда стремилась к небесному, вечному. Какой великий урок благочестия подает Она нам, и в особенности паломникам, посещающим часовню «второго Благовещения» на Елеоне. Эта часовня сейчас находится на территории т.н. Малой Галилеи, на Елеоне. Несмотря на арабско-мусульманское шумное окружение, там и сейчас царит удивительная тишина и покой. Если такая удивительная и уникальная Личность готовила Себя к смерти, насколько же нам, обычным людям, необходимо заранее начать готовить себя к своей смерти и личному суду.

Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу, и, «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия[6]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Об обстоятельствах смерти Пресвятой Богородицы есть несколько свидетельств из Предания. Если обратиться к иконе Успения Пресвятой Богородицы, то на ней мы видим пречистое Тело, почивающее на одре, собор Апостолов поднимает его и несет к месту погребения, и Сам Христос Спаситель стоит подле Ее тела и держит в руках душу Богоматери в образе младенца. На горе Сион, на месте, где совершилось Успение, сейчас находится католический храм.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский[7], полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Отходя в Церковь Небесную, Богоматерь чудесно собирает к Себе верных представителей Церкви земной, рассеянных по земле, указывая, что общение Ее с верующими на земле не прерывается Ее Успением. Живущая в Ней благодать, скрываемая по смирению, открывается после Успения и наполняет Вселенскую Церковь Ее славою[8].

Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась и бросила ему в утешение с Неба. На территории русского монастыря в Гефсимании есть камень, на который упал пояс Богородицы. Паломникам дозволяется подойти к нему.

События в Иерусалиме

Плита на месте захоронения Богоматери в Успенском храме Елеонской горы в Гефсимании. 2014 г.
Фото пользователя Afinapost.

На подворье Гефсиманского монастыря, расположенном против дверей Храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы — вырезанная из дерева по контуру фигура Пресвятой Богородицы, возлежащей во гробе с закрытыми глазами и сложенными на груди руками, с обеих сторон в серебряном окладе, с золотым нимбом и украшенная драгоценными камнями. Ночью с 24 на 25 августа на подворье совершается Божественная литургия, по окончании которой, часов около четырех утра, настоятель подворья в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей.

Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует духовенство греческое, русское, румынское и других православных церквей, монашествующие и миряне — все идут со свечами (в предпраздничном каноне поется: «Сионяне свещы возжгите»)[9]. Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход проходит от Гефсиманского подворья по улицам старого города ко Гробу Божией Матери, что строго на восток. Процессия спускается с горы вниз, в Иосафатову долину, а навстречу ей встает солнце, так что свет зажженных свечей меркнет перед светлеющим небом и восходящим утренним солнцем. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в специально устроенное для нее место, позади каменной пещеры с ложем Богоматери. Паломники, прикладываясь к плащанице Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проползают под ней на коленях, как бы отдаваясь под ее покров. Здесь она пребывает до отдания праздника Успения, для поклонения. Паломники возжигают свечи и ставят их на ступенях храма, ведущих вглубь ко гробу Пресвятой Девы.

«О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…» — здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!»

На Успение в Гефсиманском храме Греческая Патриархия совершает две литургии — раннюю (около 6 часов утра) и позднюю (около 9 часов утра). Позднюю литургию в этом году совершал Патриарх Иерусалимский и Всея Палестины Феофил III. Наверное, нигде как в этот день не чувствуется так, как в Гефсиманском храме, насколько общим стал этот чудный праздник для разных народов, говорящих на разных языках, но стремящихся совместно пережить радость торжества на Святой Земле. Есть и люди с глубоким религиозным чувством, здесь же в толпе и просто туристы, но общее радостное чувство посещает всех, независимо от умения или неумения молиться, все получают Материнское благословение и благодать. «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!»

Заключение

Сколько существуют святыни, столько люди будут стремиться прикоснуться к ним. Так, православные паломники устремляются на Святую Землю, и ни время, ни расстояние, ни прочие трудности их не останавливают. Путешествуя по Святой Земле, люди переживают евангельские события на тех местах, где они происходили, слушают слова Христа там, где они были сказаны, Евангелие оживает и благодать наполняет каждого с благоговением ступающего на Святую Землю.

В Успенском подземном храме с гробницей Божией Матери у подножия Елеонской горы в Гефсимании. 2014 г.
Фото пользователя Afinapost.

Мы, еще в первых прародителях осужденные на смерть, теперь вправе надеяться на милость Божию к нам и свое личное спасение по молитвам Пресвятой Богородицы, чтобы наша смерть для нас не была смертью, а лишь успением, кратковременным сном перед будущей вечной жизнью. «Христианство самым переименованием смерти в сон или в успение внушает нам ту истину, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленными силами жизни: так уснувший смертию телесной пробудится в новую безсмертную жизнь в день всеобщего воскресения»[10].

Память о смерти, страх умереть для вечной жизни являются внутренним двигателем для христианина в деле спасения и стяжании благодати, в том числе путем совершения путешествия для поклонения святыням. Мы учимся очищать и оберегать свои сердца от нечистоты, украшать души добрыми делами любви, молитвы, покаяния — отрешаться от тления, ибо оно не наследует нетления (1 Кор. 50), пытаемся, каждый в меру своих сил, жить «очищая себя от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7,1), так, чтобы о себе мы могли сказать словами апостола Павла: «мне еже жити — Христос, и еже умрети — приобретение есть» (Флп. 1,21). Не все могут так сказать пока о себе, но многие стремятся к этому идеалу. Паломничество ко святыням оживляет это стремление в людях.

Побывать в праздник Успения на Святой Земле — это особая благодать и подарок Божией Матери. Ее святое покровительство сделало возможным для автора и ее семьи эту поездку, как и многие предшествующие поездки на Святую Землю. Под Ее небесным покровительством рождается новый проект по приему паломников и организации их пребывания на святых местах (Дивеево, Иерусалим (Елеон) и о. Кипр). Проект носит некоммерческий характер и предполагает создание опорных пунктов в указанных местах, куда любой может обратиться при подготовке и организации индивидуального паломничества, в том числе на продолжительный срок. О проекте можно подробнее узнать на сайте.

О воспетая Мати Безсмертнаго Царя небесе и земли, Христа Бога нашего, живущая и по смерти, нынешняя приношения о всечестном Твоем Успении о нас приемши, в жизни сей и в смертном успении нашем, от всякия напасти, бед и муки избави, и небеснаго царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа!

Журнал «Начало» №24, 2011 г.


[1]  В Ветхом Завете конец жизни — это смерть: Адам по достижении 930 лет умер (Быт. 5,5), «и скончался Авраам, и умер в старости доброй» (Быт. 25,8), патриарх Иаков сам сказал о своей смерти «сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт. 37, 35). Но вот Христос называет смерть успением: Лазарь друг наш успе (Ин. 11,11).

[2]  Митрополит Филарет (Дроздов). Слава Богоматери. М., Елеон, 1996.

[3]  М.Н. Скабалланович. Успение Пресвятой Богородицы. К., 2004.

[4] Там же.

[5] См. ссылку 3.

[6]  Там же.

[7]  См. ссылку 3.

[8]  См. ссылку 2.

[9]  А. А. Дмитриевский. Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери».

[10] См. ссылку 3.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.