У следа стопы Богородицы. Об одной поездке в Псковскую епархию
М. Лаптева
В конце октября мы, группа студентов Института богословия и философии, ездили в Гдовский район Псковской области, где находятся приход Каменно-конецкой церкви. В настоящее время много говорится о возрождении России. Возрождаются и строятся церкви, но что происходит в сознании людей, что меняется в нравственной и социальной жизни?
В Православной дореволюционной России большую часть населения составляли крестьяне, а это значит, что подавляющее число людей жили в сельской местности. После революции ситуация переменилась — разоренные усадьбы, искусственно создаваемые колхозы и совхозы. Оторванность от веками создаваемых традиций, труда, сопровождающегося молитвой, забвение христианских заповедей в попытке построить счастье вне Бога привели только к разорению хозяйства и нравственному опустошению людей.
Что происходит в сельской местности сегодня? Нам представился случай увидеть своими глазами конкретную ситуацию, которая, как я думаю, является отображением общего положения страны.
После нескольких часов пути мы приехали в д. Сырой лес, остановились у большого дома, на калитке которого был вырезан православный крест, и сразу поняли, что здесь и живет о. Василий, настоятель Каменно-конецкой церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Матушка Татьяна радушно приняла нас и мы отправились к храму, где в тот момент о. Василий служил требы. Деревня эта — не очень большая, людей не видно, кругом размытые дороги. А посредине, на довольно просторном месте, стоит огромный храм из красного кирпича.
Получив благословение в храме, мы отправились в сторожку, находящуюся на его территории, где нас встретили живущие там люди. После трапезы вместе с нашими благодетелями, которым мы сердечно благодарны за организацию поездки, мы с о. Василием и матушкой пошли осматривать окрестности.
Недалеко от Каменно-конецкой церкви располагалось место некогда стоявшего здесь храма. Как сказал нам о. Василий, раньше в каждой деревне была хотя бы часовня. В деревне Лаптовицы сохранилась часовня Петра и Павла, которая не закрывалась в богоборческое время и где до 80-х годов служили водосвятный молебен. После запрещения службы из церкови пропали иконы Божией Матери. В настоящий момент постоянного священника там нет, службы проходят очень редко.
В деревне Полично стоит часовня очень похожая по стилю. На ум пришли строки А. Блока: «Россия, нищая Россия, мне избы серые твои…». После посещения деревни Черны, где от взорванной церкви пророка Илии сохранилась только полуразрушенная белая колокольня, мы отправились в Гдов. Гдовский кремль. Он совсем небольшой, но посредине его стоит величественный храм в чисто русском стиле — толстые белые стены, небольшие асимметричные окна. На его месте находился храм св. Дмитрия Солунского, взорванный в богоборческую эпоху. До войны на территории крепости было здание НКВД. Во время строительства нового храма найдено много костей. Со стороны алтаря мы увидели крест с пронизывающими душу словами: «На этом святом месте захоронен прах сотен человек со времен равноапостольной Ольги до богоборческого режима. Воины, священнослужители и миряне. Некоторые из них погибли в бою на крепостных стенах, кто-то с молитвенным вздохом в алтаре храма, души других вознеслись к небу за веру, Царя и Отчество, став жертвой сатанинской власти». И далее было написано большими буквами со стекающей с них красной краской — «Это русская голгофа X—XX века».
В 90-е годы храм был заново отстроен, благодаря архимандриту Льву. Сейчас завершено восстановление здания, совершаются службы, проводятся занятия в воскресной школе. Но теперь храм именуется в честь Державной иконы Божьей Матери, явившейся царю-мученику Николаю как утешение во всех скорбях богоотступной России.
После посещения Кремля мы приехали в д. Трутнево, где находится камень с отпечатком стопы Божией Матери и чудотворный источник. Местная жительница, через двор дома которой нужно пройти, чтобы спуститься к источнику, рассказала нам об этом месте и явлении там Божьей Матери.
Это произошло около 200 лет назад. Сохранилась легенда, повествующая о том, что было в Трутнево роскошное барское имение. И вот вознамерился тот барин построить мельницу. Но когда начали строить, то все сделанное днем следующим утром находили разрушенным. Так происходило несколько дней, после чего хозяин послал людей узнать, кто же мешает строительству мельницы. Они рассказали, что ему после 12 часов ночи явилась Женщина, одетая во все белое, держа за руку младенца — она махнула рукой и вся постройка развалилась. После этого чудесным образом обнаружился след на камне.
Произошло это в шестую пятницу после Пасхи. С тех пор здесь ежегодно празднуется день явления Божией Матери. В те времена стали совершать службу, хотя церкви еще не было, проводить крестные ходы. Люди приходили к чудесному месту до войны (в пору богоборчества и повсеместного закрытия храмов) и во время войны, когда сила духовная была истощена и человеку не на что было опереться, кроме как на помощь Божью.
Во время войны поблизости располагался поместный штаб, который не запрещал проведение служб, крестный ход растягивался тогда в длину до трех километров. А после войны коммунисты стали все разрушать, комсомольцы сняли крест. Но на шестую пятницу после Пасхи все равно приходили люди, несмотря на дальний путь (от 30 до 40 км), шли пешком, с ночлегом. Только службы уже не совершали. Часто приезжали монахини. Известны были чудеса исцеления. Так, в 1962 г. некая Нина в Сланцах попала в аварию и сильно пострадала — эпилепсия, шрамы, переломы. Собиралась уже делать операцию, но знакомая предложила съездить ей в пещерку. Нина приехала к источнику. Будучи невоцерковленной, она не знала, как и молиться. Находящиеся там монахини помогли ей. Она искупалась в источнике, после чего сердце ее открылось вере и она слезно просила помощи у Божьей Матери. Через неделю утром заметила, что рука стала сгибаться. Изумленный хирург зафиксировал необъяснимый наукой факт и попросил никому не говорить об этом. Но Нина не могла умолчать о том, как Божья Мать ее исцелила. С тех пор каждый год она ездит на это чудесное место.
Надо сказать, что подобный же след стопы Богородицы на камне был недалеко от Сланцев, кроме того, похожее явление произошло в Почаеве. Как будто Царица Небесная прошла по русской земле, оставляя свои животворящие следы для утешения и укрепления веры многострадального нашего народа.
Спустившись вниз по склону, мы оказались в необыкновенном месте. Слева от нас мы увидели пещеру, которую, на самом деле, не спустившись вниз, невозможно разглядеть, словно она нарочно прячется от постороннего взгляда. Внутри пещеры на столике стояли иконы, цветы, молитвослов и горела лампадка. Царила благоговейная тишина, всегда свойственная святым местам. Изумленные радостью и благодатью мы вместе с батюшкой запели молитву « Царице моя Преблагая».
Рядом с пещерой и находился источник со святой водой и в нем камень, на котором чудесным образом был отпечатан след Божьей Матери. Вокруг источника на песке и на стенах начертаны молитвы, имена. По словам батюшки — это место исцелений. К еще большему нашему удивлению, мы обнаружили здесь, в преддверье ноября подснежники.
Святость этого места для верующего человека является очевидной, но поразило это неожиданное, вопреки законам природы явление апрельских цветов, словно в сказке «12 месяцев». Но сказка на то и сказка, что отличается от реальности вымыслом. Здесь же чудо обретает свою реальность и отзывается цветением этих нежных, почти неземных, весенних цветов. И пространством этого чуда является вера.
Поднявшись вверх по склону, мы оказались на ровном месте, где висит светская «мношобъясняющая» табличка: «камень-следовик».
День склонялся к вечеру, и, приехав в деревню Ветвенник, мы увидели залитый лучами заходящего солнца прекрасный, устремленный к небу белый храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, находящийся на берегу Чудского озера. Рядом с храмом строится современная начальная православная школа.
В деревню, где находилось поместье героя войны 1812 года графа Коновницина, мы въезжали глубоким вечером. Нас встретил человек, живущий в сторожке, который открыл нам храм Покрова Божьей Матери. Привлекло то, что сам он был очень похож на участника войны 1812 года и вся атмосфера в храме была пронизана духом XIX века. Граф Коновницин вместе с женой похоронены в храме. Сюда каждый год приезжают их потомки из Франции.
Нас еще ждали в деревне Кануновщино прихожане Каменно-конецкой церкви, Валентина Дмитриевна Ферсенкова (1934 г. р.) и ее мать Зинаида Семеновна Зверева (1909 г. р.). В комнате было очень чисто и уютно, в углу перед иконой Спасителя горела лампадка. На стене висели семейные фотографии, среди которых — портрет Зинаиды Семеновны в молодости — строгая красивая девушка лет двадцати. Хозяйки рассказали нам о жизни прихода и о себе. Зинаида Сергеевна во время оккупации была актрисой и по распоряжению немцев играла в разных спектаклях.
Мы были очень рады познакомиться и побеседовать с этими гостеприимными, открытыми женщинами. Вот запись этой беседы.
Расскажите, пожалуйста, как вы здесь поселились?
З.С. Я из деревни Подоленье, которая находилась совсем рядом. Родители были крестьяне. С детства ходили с мамой в церковь, молились, причащались. Сюда вышла замуж.
Что было с храмом во время войны?
ВД. Когда пришли немцы, дали нам молитвословы. Прихожан было очень много. Мы пели на клиросе, молодежь знала все основные молитвы.
З.С. Я состояла в «двадцатке», выбранной из постоянных прихожан для помощи при храме. Это были в основном женщины — и доски носили, и на службе стояли.
Что это за молитвословы? (перед нами лежит небольшой старенький молитвослов с надписью «для освобожденных территорий»).
ВД. Давали в церкви во время оккупации в 1942 году для освобожденных немцами от советской власти территорий. Так они это называли. Номы получали их из рук русских.
Ходили ли сами немцы в церковь?
З.С. Немцы ходили очень редко, в основном, церковь посещало начальство.
Заставляли ли кого-нибудь ходить в церковь?
З.С. Нет, мы сами ходили. Священники тогда приезжали из Гдова, еще служили в часовне.
ВД. В 1942 году мы пошли в первый класс. В классе висела икона. Каждое утро уроки начинались с того, что приходил старшина области (немец) и говорил «Хайль Гитлер». Все отвечали. После этого выходил дежурный по классу, вставал на колени и читал молитву «Царю Небесный».
Как относились немцы к населению?
З.С. Когда оккупировали — разговаривали, хохотали. Жестокости не проявляли (по сравнению с другими местами России), но в Гдове вешали коммунистов.
ВД. По распоряжению немцев совершали молитвы, крестные ходы в Гдов. Нам, детям, дали однажды книжку («Заяц и еж») и по пирожку. Идти было сказано всем. Еще ходили в д. Тирово на Казанскую (престольный праздник).
З.С. При немцах страшно было жить. Могли прийти ночью, попросить молока или сапоги. Земля была поделена на полосы, им нужно было сдавать сельхоз продукты. Немцы спалили д. Полично, а в Подостатье партизанку.
Когда отступали, взорвали церковь в Гдове (тот храм, к которому ходили с крестным ходом).
Как изменилась жизнь с уходом немцев?
ВД. После того, как немцы ушли, народу в деревне стало меньше. Начали восстанавливать Ленинград — молодежь поехала туда. Из школы 400 человек отправилось, оставалось все меньше и меньше детей. Потом и школы вообще не стало.
Закрылся ли храм с приходом Красной армии в конце тридцатых годов?
З.С. Церковь закрыта не была. Люди ходили, венчались. В 1938 году венчалась и я. Тот же священник крестил и дочь. Тогда его семью уже стали выселять, крестить приехал на дом, после крещения стал прощаться: «Последний раз служу». Потом заплакал. Впоследствии был сослан с семьей (но никого не расстреляли), а после ссылки вернулся. Здесь и умер. Это был очень хороший священник.
А чем отличалась жизнь прихода во времена вашей молодости?
З.С. Все ходили в церковь по праздничному, не так, как теперь. В воскресенье не работали. Авбудни — работа в колхозе, и поэтому в церковь в эти дни не пускали.
ВД. После войны уже в 1952—1953 гг., детей крестить не давали. На Пасху устраивали танцы и под строгим приказом надо было идти в клуб. Но после окончания танцев мы бегом бежали в церковь. А директор школы (Гагарина Валентина Анатольевна) в 9—10 классе ругала скорее за то, что кино тайком смотрели, чем за то, что в церковь ходили.
Как изменилась ситуация в хрущевское время и позже?
ВД. В 60-е годы крестили дочь. В это время к вере люди приобщались верующими родственниками прошлого поколения. Многие сверстники уже ничего не знали о вере и церкви. Сейчас народ в церковь не ходит. Если зайдут, то очень редко. Что-то передается от родителей. Но в целом люди ничего не знают.
Совсем уж поздно мы вернулись в сторожку, где нас давно ждали. После вечерней трапезы я разговорилась с Наташей, девушкой 24-х лет, которая живет и трудится при храме, поет в хоре. Родом она из Москвы, но живет здесь одна. К сожалению, она очень плохо видит и почти не может читать, но постоянно молится, слушает записи проповедей и песнопений, трудится. И душа ее полна веры, христианской простоты и надежды, что дает ей силу Духа во Христе. Наташа рассказывала про предыдущего батюшку-настоятеля. Он был очень сильным духовником и молитвенником. Тогда не было поблизости воды, и он указал место, где, прокопав немного землю, нашли чистую, вкусную воду.
Еще в сторожке с нами были бабушка и отец о. Василия, служащий в храме псаломщиком. Мне запомнились его очень добрые радостные глаза. «Это — наш корабль», — сказал он о храме, рядом с которым мы его сфотографировали.
Рано утром мы отправились на богослужение. Была родительская суббота и батюшка служил утреню вместе с литургией. Мы вошли в еще пустой и темный храм, оживленный только чтением утренних молитв. Постепенно стали подходить люди. С восходом солнца в храме становилось все светлее — лучи проходили сквозь окна, освещая внутреннее убранство, высокий красивый иконостас с изображением библейских событий, святых. На клиросе пел хор — несколько прихожанок. Все было очень просто, отлично от городских приходов. После службы батюшка благословил прихожан, окропляя св. водой.
Народу в этот день находилось много, обычно же, когда нет праздников, в храме бывает около десяти человек. Дочь о. Василия Маша, первоклассница, рассказывала нам, что скоро будет читать в храме Апостол на церковно-славянском языке.
Поездка всем нам очень понравилась. Конечно, местность чрезвычайно бедная, народ невоцерковленный, людям некуда податься в смысле духовного образования. По словам батюшки, он исповедывал всего человек 10—15 со всей деревни. Но в то же время мы увидели источающие свет храмы и святыни, людей, сердца которых исполнены веры и надежды, и жизнь их является продолжением храма, его строительством.
Сейчас, когда дороги в церковь открыты, люди в большинстве своем все-таки еще не определились в духовном отношении, подвержены влиянию толпы. Говоря об этом, хочется в заключение привести стихи иеромонаха Романа:
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа
ль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Ф. Куликов
В настоящее время Гдовский район Псковской области находится в упадке, как и многие другие регионы России. Это касается и церковной жизни, которая, правда, как будто бы начинает возрождаться. До прихода большевиков к власти в 1917 году она отличалась несравненно большей полнотой. Интересна история некоторых церквей, в частности, церкви во имя св. Николая Чудотворца в дер. Сырой Лес.
Эта церковь возобновлялась три раза (по данным историко-стат. Комитета Санкт-Петербургской епархии, 1885 г.). Дата постройки первой деревянной церкви неизвестна; известно лишь, что она сгорела в 1776 году. Об этом свидетельствует надпись на старинной иконе св. Николая: «1776 года октября 21 дня написан сей образ рачением Григория Фомина, сына Базанина, в усадьбице «Каменно, на место погоревшей церкви в том же году, июня в 8-й день», как и постройка новой церкви, которая была также деревянной. Новая церковь освящена в 1782 году. По тем же данным, «храм холодный, покрыт железом, отвне обшит досками, внутри обтянут холстом и выкрашен. Престол дубовый. Длина храма (обновлялся в 1641 и 1857 г.) — 9,5; ширина — 3; высота — 6 саженей. Иконостас обновлен в 1876 г.». К 1843 г. приход насчитывал четыре человека. При свящ. о. Михаиле Каменском было основано в 1857 г. училище.
Интересно, что всех прихожан только этого прихода было 2307 человек! В праздник одновременно в храме бывало до 400 человек (сегодня прихожан — около 10). Наиболее почитаемые иконы: две — св. Николая Чудотворца, икона Воскресения и Двунадесятых праздников, Казанская икона Божьей Матери. Приведем только факты. В 1881 г. 30 сентября открывается попечительство для постройки каменного храма. Председатель — свящ. О. Александр Разгудовский, членов — 100 человек. Для постройки храма крестьянам деревни Сырой Лес выделили рядом с кладбищем 625 кв. саженей земли. Храм строился 12 лет — до осени 1893 г. (в царствование Александра III). Вот каковы этапы строительства.
1883 г. 30 мая — начата закладка, 30 августа — начата закладка гранитного камня в фундамент.
1884 г. 29 мая — начата кирпичная кладка, 30 августа — начата закладка прокладных плит в колонны внутри храма.
1887 г. апрель — кирпичная кладка доведена до карниза.
7 июля — приговором сыролесских крестьян пожертвовано 17 кв. саженей для сторожки.
1890 г. — оконченакирпичная кладкавглавном своде.
1890 г. — начата штукатурная работа внутри храма, вставлялись рамы со стеклами, устраивались полы, двери, и 1 декабря церковь была заперта.
1891 г. — устраивались печи, вставлялись зимние рамы в окнах.
1892 г. 4,13 и 18 декабря — поднимали кресты на главы.
1893 г. осенью — был поднят новый колокол на временную колокольню (вес — 119 кг, языка — 3 кг).
Кроме этой церкви в соседних деревнях также были церкви и часовни (часовня Успения Пресв. Богородицы в дер. Каменка, час. Архистратига Михаила в дер. Губино и др.).
***
После революции 1914 г. установилась власть большевиков и начались гонения на Церковь. Но в годы Великой Отечественной войны немцы, оккупировав часть европейской России, начали возрождать православие, что само по себе есть чудо. Ведь свои, русские, уже более 20 лет угнетали Церковь. Православие в годы оккупации возрождалось и в Гдовском районе.
Немцы считали себя освободителями от ига коммунистов. Они издавали и раздавали людям молитвословы, на которых значится название издательства: «Управление православной миссии в освобожденных областях России».
Завоеватели проводили и крестный ход в Гдове. Однако, несмотря на то что так складывалась жизнь церковная, в остальном жилось, по словам той же женщины, страшно. И все же нельзя отрицать несомненное чудо возрождения Православия немцами, которые 700 лет назад стремились «окатоличить» русских (1942 г. исполнилось 700 лет со дня Ледового побоища).
Однако и на незанятых немцами территориях народ как бы пробуждается от спячки, открываются храмы, проводятся богослужения, крестные ходы. И Господь молитвами Своей Пречистой Матери, всех святых и верных Церкви помиловал наш грешный народ. (Я думаю, не зря Владычица наша считается заступницей русской земли.)
В Гдовском районе Псковской области (около дер. Трутнево) есть место, которое считается святым — здесь находится камень с отпечатком стопы Богоматери. По рассказам местной жительницы здесь случались исцеления. Это, по моему мнению, свидетельство того, что Бог даже в те богоборческие времена не оставил нас до конца, но ждал и ждет сейчас нас, как блудных сыновей. События гдовской истории — лучшее тому подтверждение.
Т. Храмцова
«Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет»
М. Хайдеггер
Хочу сразу уточнить, что речь здесь пойдет не о всей России, а о том, что мы могли видеть в Гдовском районе Псковской области. Из разговоров с местными жителями картина мне представляется такой. Несмотря на советский режим, люди в церковь ходили и, более того, подавляющая часть населения в 30—50-е годы жила церковной жизнью и была относительно просвещена в ней. Однако каждое последующее поколение все менее и менее воцерковлялось. Вера отцов и дедов угасала. В настоящее время в церкви во имя Св. Николая Чудотворца (д. Сырой лес) число постоянных прихожан остановилось на десяти и, к сожалению, молодых людей среди них мы почти не встретили. Тогда как еще в 60-х годах, по воспоминаниям Зверевой Зинаиды Семеновны, прихожан было гораздо больше. После поездок по глубинкам России задаешься вопросом: «Можно ли сегодня говорить о духовном возрождении России?». На мой взгляд, однозначно ответить на него сейчас нельзя, хотя бы потому что нам невозможно целиком и полностью абстрагироваться от дня сегодняшнего и объективно оценить происходящее.
Но есть и «южный полюс» Гдовской области. Почти все церкви здесь восстанавливаются, во многих уже совершаются богослужения. В деревне Ветвенник на берегу Чудского озера скоро откроется православная начальная школа. И это все само по себе удивительно, ведь народ, особенно поколение 70-х, в Гдовской области (и не только в области) в большинстве своем далек от церкви. И вот там, где казалось бы, по объективным причинам ничего не может произойти, многое начинает меняться. Чувствуется нарастающее движение, искреннее желание людей прислушаться к голосу церкви.
Два слова хочется сказать об историческом парадоксе, с которым мы встретились, когда брали интервью у Зверевой З.С. Оказывается, что во время оккупации 41 года немцы не только не мешали народу приходить в церковь, но с непонятной настойчивостью помогали им в воцерковлении, раздавали молитвословы. Так, совместно с немцами совершались крестные ходы и в школах перед началом занятий читалась молитва «Царю Небесный». Такое впечатление, что немцы выступали освободителями русского народа от безбожной советской власти. Хотя вместе с этим, они продолжали держать в страхе местное население и отнюдь не жили с ним в мире и согласии. К тому же, во время отступления немцами все-таки была взорвана церковь в Гдове.
В заключение я еще раз обращу внимание на то, что сейчас происходит в Гдове — это далеко не закономерно. Церковь, которая готова сегодня встретить нового человека, строительство православной школы, все это дар Божий. В деревне Трутнево есть святое место, где, по преданию, оставила свой след на камне Божья Матерь, словно взяв под свое покровительство этот край. Чудесно, что на святом месте, куда привез нас о. Василий, мы нашли маленькие подснежники, которые робко пробивались из земли, несмотря на позднюю осень. Так и церковь Гдовской области сегодня не обращает внимания на «законы природы» и вырастает как-то вдруг.
В заключение редакция журнала «Начало» выражает искреннюю признательность людям, при поддержке которых эта поездка стала возможной: Александру Анатольевичу Шаврову и Александру Геннадьевичу Боровикову.
Журнал «Начало» №10, 2001 г.