Архиепископ Иларион (Троицкий)
К предстоящей канонизации
Выдающийся ученый, видный иерарх Русской Православной Церкви, 100-летие со дня рождения которого исполнилось в 1986 году, архиепископ Иларион (Троицкий) заслуживает особого внимания. «Архимандрит Иларион, — по словам одного из его современников, — человек исключительных талантов, большой учености и прекрасного ортодоксального направления в богословии»[1], является автором 38 трудов, внесшим значительный вклад в современную православную экклезиологию. Архиепископ Иларион был выдающимся богословом и духовным писателем своего времени. В церковных кругах его называли «великим».
Многое в его творческом наследии не потеряло своей ценности и сегодня, когда в христианском мире ведется активная экуменистическая деятельность. Богословские воззрения архиепископа Илариона помогают православным богословам в поиске ими путей к христианскому единству.
Архиепископ Иларион, в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника. Окончив духовное училище и семинарию, он поступил в Московскую Духовную Академию, обучение в которой завершил в 1910 году. В 1912 году Владимир Троицкий был удостоен ученой степени магистра богословия за обширное исследование на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви», внесшее значительный вклад в православную экклезиологию.
Дальнейшая биография будущего архипастыря складывалась весьма благоприятно для его научно-богословской деятельности. 28 марта 1913 года он принял монашество с именем Иларион, 30 марта был назначен инспектором МДА, 2 июня рукоположен во иеромонаха, а 5 июля возведен в сан архимандрита. 3 декабря того же 1913 года архимандрит Иларион был утвержден в звании экстраординарного профессора по кафедре Священного Писания Нового Завета. С марта 1917 года и до самого закрытия МДА он был ее ректором.
Его жизнь была непродолжительна, но весьма плодотворна для Церкви Божией. Он прожил всего 43 года, но успел оставить значительный след в православном богословии. На протяжении нескольких лет своей богословской деятельности, а также в должности преподавателя, он без остатка отдавал свои силы на служение Православной Церкви, и к этому же призывал своих питомцев. Став доцентом МДА, он сказал в своей первой лекции: «Не ради нас даны нам силы душевные и способности различные, а ради Церкви, и не себе должны мы угождать своей деятельностью, а Церкви»[2].
Цель своей деятельности в свете задач, стоявших перед современным богословием, архимандрит Иларион видел в «освободительном движении» против проникших в 18-19 вв.в русское богословие схоластических тенденций западного богословия, призывая возвратиться к чистым истокам святоотеческой традиции, чтобы продолжать ее в живом свидетельстве истины о спасении, открывшейся людям в Воплощении Сына Божия и создании Им Своей Церкви.
Его большее личное обаяние, пастырская ревность, близость к молодежи вызывали любовь к нему среди разных слоев населения. Архимандрит Иларион был одним из активных деятелей, подготовивших разработку решений Поместного Собора Русской Православной Церкви (1917-18 г.г.), будучи горячим сторонником восстановления патриаршества. 12 мая 1920 года состоялась его хиротония во епископа Верейского, викария Московской епархии, а в июне 1923 г. патриарх Московский и всея Руси Тихон возвел его в сан архиепископа. Как иерарх и богослов, архиепископ Иларион много делал и для уврачевания церковных недугов, вызванных так называемым «обновленческим» расколом. Скончался архиепископ Иларион 15/28 декабря 1929 года в Ленинграде и был похоронен на Новодевичьем кладбище[3].
Начало богословской деятельности архимандрита[4] Илариона по времени совпало с рождением экуменистического движения, официальной датой которого считается проведение всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге, состоявшейся в 1920 году. Поэтому вполне понятно, что о. Иларион проявил большой интерес к проблеме церковного единства и в своих трудах неоднократно высказывался по этому вопросу.
Для понимания отношения архимндрита Илариона к инославию весьма существенным является уяснение его экклезиологической позиции. Понятие «Церковь» было центральным в его богословии. О Церкви он свидетельствовал искренне, горячо, убежденно и в историко-догматических исследованиях, и в статьях для церковных журналов, и на лекциях, в проповедях и в выступлениях на публичных собраниях.
Архимандрит Иларион считал, что всякое обсуждение вопросов церковного единения должно начинаться с выработки определенного отношения к тому, что произошло в 1054 году: отпадение или разделение Церквей Восточной и Западной? Для архимандрита Илариона принципиально не могло быть несколько Церквей; это следует из самого понятия Церкви как Тела Христова. «Уже само название Церкви «телом» указывает на ее единство», – писал он[5]. Следовательно, по мнению о. Илариона, в 1054 году произошло отпадение. «Кто отпал, – это другой вопрос, но кто-нибудь да отпал. Церковь осталась едина, но или только на Востоке, или только на Западе»[6]. И если принять во внимание, что далее он говорит: «для меня единственная истинная Церковь есть Церковь Православная»[7], то нетрудно сделать вывод о довольно сдержанном отношении о. Илариона к инославным Церквам. С этой категоричностью интересно сопоставить высказывание выдающегося православного богослова 19 в. – митрополита Московского Филарета (Дроздова): «Держась слов Писания (1 Ин.2,22: Кто лжец как не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?), никакую Церковь, верящую яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложной». Таким образом, позиция, занятая о. Иларионом, дает повод упрекнуть его в узком конфессионализме, что в экуменистическую эпоху является очень уязвимым для критики. Но этот конфессионализм о.Илариона был продиктован, во-первых, экклезиологическими взглядами древней неразделенной Церкви, когда понятию «Церкви» противополагались только раскол и ереси и Церковь мыслилась как видимое единство; и, во-вторых, конкретной исторической ситуацией в России конца 19- начала 20 вв., когда значительная часть интеллигенции отошла от Церкви в поиске «бесцерковного христианства», что, конечно, нанесло ущерб идее Церкви.
Свои взгляды по поводу церковного единства архимандрит Иларион развивает в переписке с известным в те годы экуменистическим деятелем Робертом Гардинером, секретарем комиссии по подготовке Всемирной христианской конференции, и решительно критикует его мнение о том, что в 1054 году не произошло ни отпадения, ни разделения и что Церковь осталась единой, включая в себя и Запад и Восток, но только единство ее «несколько ослабло» вследствие прекращения видимого общения. Для архимандрита Илариона именно это «видимое общение» и составляет одно из существенных свойств Церкви. «Ведь этот разрыв (1054) ясен всякому, – писал архимандрит Иларион Р. Гардинеру. – Мы не причащаемся от единого хлеба. Неужели и этого мало? Неужели и это недостаток лишь видимого единения? Но ведь таинство Тела и Крови есть средоточие мистической жизни Церкви, как об этом учит и древняя Христова Церковь, начиная от апостола Павла, продолжая св. Игнатием Богоносцем, св. Киприаном Карфагенским, св. Кириллом Александрийским. Какое еще может быть большее разделение внутреннее, невидимое, таинственное, если мы порвали в таинстве Причащения?»[8]
Категоричность в высказываниях о. Илариона, касающихся Церкви, возможно, является и реакцией на историческую ситуацию, когда само понятие Церкви для многих людей стало утрачивать свою конкретность, хотя по словам архимандрита Илариона, «только Церковь дает смысл и цену земному бытию»[9]. Поэтому свое письмо Р. Гардинеру по вопросам христианского единства о. Иларион завершает следующими словами: «Мало отложиться от внецерковного общества, чтобы быть Поместной Церковью, необходимо воссоединиться с существующей истинной единой Церковью, единства которой не могли и не возмогут во веки помрачить никакие грехи человеческие»[10]. Мысли о природе Церкви архимандрит Иларион изложил в своей основной работе «Очерки из истории догмата о Церкви» (СПб., 1912). По мнению оппонента при защите этой работы профессора М.Д. Муретова, этот труд «не только восполняет, но и всецело превосходит работы его русских предшественников». Труд архимандрита Илариона имел не только богословское теоретическое значение, но открывал путь и для практики межцерковных отношений. По мнению современного русского православного богослова – митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана), «исследование Троицкого выполнено на уровне современной ему западной богословской науки, но оно строго православно, церковно по своему направлению, отличается тщательностью и полнотой разработки исторического материала»[11].
С симпатией относился архимандрит Иларион и к усилиям своих католических коллег, работавших в экклезиологической области. «Католическая наука за последнее время с полным сознанием важности вопроса и с завидным пониманием интересов своего вероисповедания подвергает вопросы, касающиеся истории догмата о Церкви, собственному детальному исследованию»[12], – отмечал архимандрит Иларион.
Но это не мешало ему подвергать критической оценке один из существенных аспектов католической экклезиологии – примат папской власти, — то, что до сих пор является камнем преткновения в православно-католических отношениях. «Папство – это символ материализации», — писал архимандрит Иларион[13]. А в своем выступлении 23 октября 1917 года на Соборе Православной Российской Церкви он заявил: «папа управляет Церковью самовластно, без согласия Церкви… Нет ничего общего между папизмом и патриаршеством»[14].
Архимандрит Иларион руководствовался идеей спасения как главной при определении состояния церковности того или иного вероисповедания. По его мнению, для католичества эта доктрина состояла из понятий: «оскорбление (Бога — авт.), возмездие, проклятие, искупление, удовлетворение и заслуга», а православные понятия о спасении следующие: «Воплощение, воссоздание, обожение, нетление и блаженство»[15]. Архимандрит Иларион подвергал критике юридическую теорию искупления и в своих прежних работах свою задачу видел в том, чтобы очистить богословскую мысль от влияния схоластики, уничтожив в ней прежде всего два понятия: «удовлетворение и заслуга… и тогда твердыня схоластики скоро падет и рассыплется и погибнет печальная память ее без шума»[16]. В своей очередной работе «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве» (М., 1913) — архимандрит Иларион сделал попытку раскрыть некоторые аспекты учения о спасении, сравнивания две традиции покаяния: православную и католическую по доступным ему письменным источникам. О. Иларион считал, что лучше всего разность в религиозной психологии православного христианина и католика видна в том, какое место занимает и чем является таинство покаяния в католичестве и в православии, ибо «в покаянии – сущность христианской жизни; ведь вся жизнь христианина есть покаяние, перемена ветхого человека на нового, созданного по Богу, в праведности и святости истины(Еф.4,24)»[17].
Уже к 4 веку Церковь ясно и определенно выразила учение о себе как о врачебнице для немощей душ человеческих, как о педагогическом учреждении. В этой врачебнице грех – не преступление, а болезнь (Григорий Нисский), и епитимия – не наказание, а врачество. «Златоуст говорит, что духовник – отец, а не судья, исповедь – врачебница. А не судилище… Ни один врач, вместо того, чтобы дать лекарство больному, не подвергает его взысканиям и наказаниям за беспорядочную жизнь»[18], – отмечал архимандрит Иларион.
Вряд ли нужно пояснять, что данная точка зрения сформировалась у архимандрита Илариона на основании теоретического изучения католической практики, прежде всего, при рассмотрении текстов латинских пенитенциалов, которые «смотрят на кающегося как на виновного, который должен понести наказание»[19]. И хотя архимандрит Иларион побывал в странах Западной Европы, где хотел «подслушать вздохи западной души, биение западного сердца, западную душу сравнить с русской душой»[20], ему не удалось за короткое время составить объективное представление о реальной духовной жизни католического Запада. Поэтому некоторые его замечания представляются недостаточно обоснованными, примером чему может служить следующее высказывание в отношении западного и восточного монашества: «Наши святые свободны от болезненного мистицизма и слащавой сентиментальности. Насколько, например, святая душа преподобного Серафима (Саровского – авт.) отличается от восторженно-сентиментальной души Франциска (Ассизского – авт.)»[21]. И хотя трудно, а может быть и невозможно, сравнивать святых, но данное суждение о Франциске Ассизском, обаятельная фигура которого дорога всему христианскому миру, представляется довольно резким и недостаточно обоснованным. Однако необходимо подчеркнуть, что в суждениях архимандрита отсутствовала предвзятость; он был искренен в своих высказываниях и с радостью отмечал положительные явления в духовной жизни Западной Церкви. Посещая Германию, он был в
Дрездене, где смог увидеть всемирно известную Сикстинскую Мадонну. Вот что он писал по этому поводу: «И вот, кажется мне, что Рафаэль в своем вдохновении сумел красками сказать на полотне об этой именно тайне Богородицы (что она Мать и Дева), совместить в ее дивном и привлекательном лике две земных противоположности – девство и материнство. Из всех Мадонн Рафаэля Сикстинская более похожа на икону. Однако это – не икона. Но как религиозная картина Сикстинская Мадонна — единственное и неповторимое произведение художественного гения. Пережитое мною перед Мадонной впечатление, это как бы тихое и возвышенное видение, остается у меня лучшим воспоминанием о Западе»[22].
Во время пребывания на Западе, а также при изучении протестантских сочинений, архимандрит Иларион смог составить определенное представление и о жизни Евангелическо-Лютеранской Церкви. Рассматривая проблему разделения Церквей со строго экклезиологической позиции, он обратил внимание на отсутствие единого учения о природе Церкви у протестантских богословов. И не случайно в одной из своих работ о. Иларион привел слова одного лютеранского богослова, содержавшиеся в официальном докладе на Шпейерском сейме в 1875 году: «Наше протестантское учение о Церкви до сих пор отличается такой неясностью и непоследовательностью, что может быть названо ахиллесовой пятой протестантизма»[23].
В дальнейшем архимандрит Иларион высказывал довольно резкие соображения в отношении протестантизма, что объясняется его строго конфессиональным подходом к анализу этого исторического явления. «Латинство породило вполне законное, хотя и весьма непокорное чадо в лице протестантизма, – писал он. – Протестантство не было лишь протестом подлинного древнехристианского сознания против тех искажений истины, которые были допущены средневековым папством, как это нередко склонны представлять протестантские богословы. Нет, протестантизм был протестом одной человеческой мысли против другой; он не восстановил древнего христианства, как это пытаются иногда представить, а заменил одно искажение христианства другим»[24].
Протестантизм, как реакция на ряд отклонений в лоне Римско-католической Церкви от традиций древней неразделенной Церкви, был исторически неизбежен, и его возникновение совершилось «не без промысла Божия»[25]. И тем не менее, архимандрит Иларион придерживался одностороннего подхода к анализу этого явления, отмечая, что «Протестантизм подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви… На практике, конечно, и протестанты с самого начала окольными путями… ввели некоторые элементы догмата о Церкви, признав кое-какие авторитеты, хотя бы в области только вероучения… Чистый протестантизм…оказался совершенно неосуществимым на деле и тем самым засвидетельствовал ту непреложную истину, что душа человеческая по природе церковна»[26].
Но в то же время о. Иларион отмечал то ценное, что дали христианскому миру западные богословы. «Мы не можем отрицать за немцами многих ученых заслуг, – писал он, – не можем не воспользоваться их превосходными изданиями латинских и греческих церковных писателей, предпринятыми Венской и Прусской Академиями наук»[27]. Во время своего знакомства с особенностями богослужебной жизни Западной Церкви, архимандрит Иларион посещал инославные храмы и присутствовал на совершавшихся там богослужениях. Будучи знатоком и горячим приверженцем древних восточных традиций, он не мог не отметить утраты части древнего литургического наследия в протестантском богослужении. «Наш Типикон сложнее западных богослужебных порядков, и в этом наше преимущество, – отмечал он. Типикон роднит нас со всею Вселенской Церковью, со всеми ее веками. Запад же не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви. Упрощение богослужения есть самоограбление… Разве это не поразительно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни западное богослужение становится все более и более бедным, безличным, упрощенным… Наше же богослужение — это главная стихия древне-церковного святоотеческого богословия»[28].
Причину такого положения в западном богослужении архимандрит Иларион усматривал в рационализации западного христианства: «Рационализм совершенно не терпит церковного благолепия; он желает, чтобы и храмы были также сухи и безжизненны, как логические схемы»[29]. В очерке архимандрита Илариона «Письма с Запада» содержится много верных и тонких замечаний о западной религиозной жизни. Но все-таки, по словам современного русского богослова, архимандрит Иларион «знал Запад только издалека и поэтому не был готов к встрече с ним. Он не чувствовал трагедии Запада, не переболел его мукой, не пережил до конца боль разрыва церковного»[30]. И, может быть, этим и объясняется категоричность его некоторых высказываний, касающихся Запада.
Отношение архимандрита Илариона к инославию осложняется еще и славянофильскими тенденциями в его рассуждениях: он не только считал, что «дух славянства определяется Православием», но и что «измена Православию есть в сущности измена славянству»[31], отождествляя таким образом славянство с православной церковностью. Но было бы неверным считать, что в рассуждениях архимандрита Илариона содержатся только элементы узкого конфессионализма. Действительно, архимандрита Илариона можно заподозрить в излишней нетерпимости ко всякому инославию. Но в то же время он ведь и не отрицает возможности соединения Церквей и даже считает это нужным и необходимым, хотя и трудно достижимым. Сам факт переписки архимандрита с Р. Гардинером, одним из основателей экуменистического движения, говорит о том, что архимандрит Иларион был открыт для диалога о восстановлении христианского единства. Выразив свое сочувствие и молитвенное благопожелание проектируемой Всемирной христианской конференции, архимандрит Иларион далее пишет: «Я твердо убежден, что было бы громадным шагом на пути единения, если бы конференция утвердила прежде всего истину единства Церкви и не считала бы все современные христианские вероисповедания и секты, взятые вместе, за единую Христову Церковь, потерявшую лишь видимое единство»[32]. В заключении своего письма к Р. Гардинеру архимандрит Иларион пишет: «Молюсь Богу, чтобы Он даровал мне, молодому, дожить до того времени, когда будем мы с вами в единой Христовой Церкви и на разных полушариях нашей планеты причащаться от единого хлеба»[33]. Надо сказать, что экуменизм архимандрит Иларион понимал как присоединение к Православию тех, кто не является членом Единой Церкви. Такова была его позиция в отношении вопроса о благодатном характере англиканской иерархии. В своем письме, адресованном одному англиканскому профессору, он предлагал следующий путь восстановления христианского единства: «Оставьте мучиться вопросом, есть ли у вас священство или нет, обратитесь прямо к Церкви. Она примет вас без всяких унижений, без перекрещивания, без перерукоположения и от своей полноты сразу даст вам и бытие в недрах Вселенской Христовой Церкви, и благодатное священство, и все»[34].
В силу исторических причин архимандрит Иларион все-таки недооценивал церковную икономию, в которой часто видел лишь «послабление», в то время как с древности святоотеческая мысль двигалась в направлении от строгого учения св. Киприана через постепенное смягчение крайностей к применению широкой церковной икономии. Так и ныне, современная богословская мысль через преодоление крайностей конфессионализма движется к строго православному экуменизму.
Будущее покажет, насколько правомерной была позиция архимандрита Илариона в отношении инославия, но для нас важно то, что своим примером он показал, как бережно и с любовью надо относиться к родному Православию, к Преданию Церкви. И руководством в процессе диалога с представителями инославных Церквей могут послужить следующие слова владыки Илариона: «Кто из сознательных христиан не скорбит душой, когда видит вражду и разделение среди тех людей, которых должна объединять их вера, среди которых должны бы царствовать мир, оставленный и дарованный Христом Его ученикам, и любовь, излитая в сердца христиан Духом Святым! За века разделения столько было уже сказано слов вражды и обличения друг друга, что пора говорить нам в духе любви и благожелательности»[35].
Журнал «Начало» №7, 1999 г.
[1] Андрей, епископ Уфимский. Что думают и делают по епархиям. «Христианин», №6—7, с.400.
[2] «Богословский вестник», 1912, т. 3, с. 491.
[3] См. Каталог русских архиереев за последние 50 лет. Ч. 3, Чебоксары, 1958 с. 102 (машинопись)
[4] Поскольку далее речь пойдет о его произведениях, большинство из которых было написано и опубликовано до его возведения во епископа, то его имя будет упоминаться как архимандрит Иларион. (прим. авт.)
[5] В. Троицкий. Христианство или Церковь? Сергиев Посад, 1912, с. 10.
[6] Иларион, архим. Единство Церкви и всемирная конференция христианства. «Богословский вестник», 1917, №1, с.15.
[7] Филарет (Дроздов), митрополит. Разговоры между испытующим и уверенным о Православной Восточной Греко-Российской Церкви. СПб. 1825, с.28.
[8] См. 6, с. 16.
[9] Иларион, архим. О церковности духовной школы и богословской науки. СПб. 1912, с. 7.
[10] См. 6, с. 19.
[11] Владимир, архиеп. Дмитровский (ныне — митроп. Ростовский). Экклезиология в русском богословии в связи с экуменистическим движением. «Богословские труды», №21, М. 1980, с. 167.
[12] Троицкий В. О необходимости историко-догматической апологии 9-го члена Символа Веры. Сергиев Посад, 1913, с.12.
[13] Иларион, архим. Письма о Западе. СПб. 1915, с. 71.
[14] Цит. по : Деяния. Священный Собор Православной Российской Церкви. Т. 2, Петроград, 1918, с. 382.
[15] Троицкий В. Христианство или Церковь? Сергиев Посад, 1912, с. 33.
[16] Иларион, архим. Богословие и свобода Церкви. М. 1916, с. 38.
[17] Иларион, иеродиакон. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве. М., 1913, с. 3.
[18] Там же, с. 9.
[19] См. 17, с. 29.
[20] См. 13, с. 10.
[21] Там же, с. 26.
[22] Там же, с. 77.
[23] См. 15, с. 22.
[24] Иларион, архим. Христианства нет без Церкви. СПб., 1915, с. 6.
[25] См. Михаил (Мудьюгин), епископ. Реформация 16 века как церковно-историческое явление. «Богословские труды», №6, М. 1971, с. 164.
[26] См. 25, с. 6.
[27] Иларион, архим. Богословие и свобода Церкви. «Богословский вестник», 1915, сентябрь, с. 99.
[28] См. 13, с. 35.
[29] Там же, с. 24.
[30] Владимир, архиепископ. Цит. соч., с.167.
[31] См. 13, с. 15.
[32] См. 6, с. 58.
[33] Там же, с. 60.
[34] Патриарх Сергий (Страгородский). Значение апостольского преемства в инославии. «Журнал Московской патриархии», 1935, №23, с. 4
[35] См. 6, с. 4.