Барт Д. Эрман. Как Иисус стал Богом
Статья посвящена книге Барта Д. Эрмана «Как Иисус стал Богом», опубликованной в издательстве Эксмо в 2016 году (Барт Д. Эрман. Как Иисус стал Богом. Откуда взялись и как развивались представления о Христе, ставшие догматами. М.: Эксмо, 2016 576 с. [Религиозный бестселлер]). В книге представлен оригинальный взгляд на Иисуса Христа – основателя христианства, на происхождение христианства и веру ранней Церкви.
Ключевые слова: Иисус Христос, современная библеистика, христология
Последние пять-семь лет, начиная с 2008–2010 гг., в, прямо скажем, скудноватом мире книг на русском языке, посвященных Священному Писанию, христианскому богословию и всему тому, что с ним прямо или косвенно связано, можно наблюдать всплеск издательской и переводческой активности. Поразительно, что не только верный своей просветительской миссии Библейский богословский институт ап. Андрея радует русскоязычного читателя первоклассными исследованиями (среди которых нужно отметить фундаментальное введение в Новый Завет П. Покорны и У. Геккеля (2012), а также книгу М. Хенгеля и А-М. Швемер «Иисус и иудаизм» (2016)), но и более чем светское и коммерческое издательство «Эксмо», начавшее издание серии «Религиозный бестселлер». В этой серии вышло несколько книг таких известных американских и европейских библеистов, как Крейг Эванс, Геза Вермеш и Барт Эрман (уже порядка пяти книг). Большинство из них сочетают два ценных качества: они написаны в научно-популярном жанре, и их авторы – ученые первого ряда в своих областях.
Что касается книг Эрмана и, в частности, работы «Как Иисус стал Богом» (его книги носят эпатажные названия, иногда это специально усилено переводчиками[1]), то, конечно, если бы наше православное сообщество было бы чуть более начитано в Священном Писании Нового Завета – они, безусловно, стали бы сенсацией. Например, вызвали бы скандал по причине «оскорбления чувств верующих», что часто происходило, по свидетельству самого Б. Эрмана, в США в аудиториях, где он читал лекции. Но «мы ленивы и не любопытны» даже в таком, казалось бы, важном вопросе: кто был Иисус из Назарета и в чем состояла его благая весть? Конечно, каждый христианин знает ответ на этот вопрос. Совсем другое дело, насколько современный христианин готов поверять своё исповедание выводами библейской науки.
Нельзя сказать, что Барт Эрман (ученик знаменитого библеиста Брюса Мецгера) в своем понимании смысла евангельского предвозвестия оригинален и высказал нечто до него не известное, скорее, он доводит до предельной ясности одну из ведущих в XX веке и, похоже, основную в веке XXI линию изучения Нового Завета. Её возводят к А. Швейцеру и И. Вейсу.
Швейцер в самом начале двадцатого века «открыл» (не без влияния Л.Н. Толстого) очень простое и лежащее на поверхности библейских текстов обстоятельство: Иисус был апокалиптиком, основной посыл Его проповеди – приближение Царства Бога. Наступление эсхатона произойдет не в отдаленном будущем, оно может произойти сегодня-завтра, участниками этих событий будут ныне живущие люди. Поэтому Иисус требует полного доверия к Своим словам и призывает к немедленным действиям во их исполнение. Оставить семью и обычный род занятий, презреть хорошо известные требования религиозного долга (например, хоронить мертвых Мф. 8,22), простить долги, отказаться от требования искупления, от положенной по Закону (да и по справедливости) компенсации. Иисус не был ни реформатором (ведь история скоро завершится, эон подходит к концу), ни проповедником более высокой морали, чем та, которую исповедовали его современники. Все этические нормы рассчитаны на длительное время (такими были законы Декалога, их исполнение должно обеспечить земное процветание народа Божия на много поколений вперед). Пришло время решительных дел и не вписывающихся в обычную логику поступков (прощение врагов, например, даже любовь к врагам). Чудеса, экзорцизмы также попадают в ряд видимых знаков приблизившегося Царства, победа над злыми духами, действующими в мире – очевидный знак его наступления.
Все особенности Евангельской вести связаны со временем: временем, которого почти уже нет. На эсхатологическом понимании проповеди и деятельности Иисуса свои исследования основывают И. Иеремиас и Р. Бультман, эту линию наследует и Б. Эрман. Внимательный читатель наверняка уже задал вопрос: если правы библеисты, значит, ошибался Иисус? Царство не наступило, не наступило оно ни в тридцатые годы первого века, ни позднее. Кем же Он был – Сыном Бога, ожидаемым всеми Христом или юродивым философом, почти как в романе М. Булгакова, и прав оказался не Он, а литературный Пилат, кричавший страшным голосом: «Оно никогда не наступит!»? Этот вопрос самый главный, он – основной парадокс и скандал ситуации. Иисус Евангелий против Христа Предания, бледный, как бы выцветший образ «исторического Иисуса» против иконы Христа, за которой стоят два тысячелетия церковной истории.
Конечно, такой поворот можно было наблюдать в XIX-м и в начале XX-го века: в литературе (Э. Ренан и зависимая от него литературная традиция, тот же Л.Н. Толстой или же Ф.М. Достоевский с его совсем не каноничным Иисусом[2] из поэмы Ивана Карамазова); в живописи – И. Крамской и Н. Ге. Однако тогда новозаветные исследования не представляли собой такого мощного научного течения, они находились в начале своего пути, приведшего сейчас к условному Эрману.
Так ошибся ли Иисус? Для Эрмана верить в Иисуса как во Христа и Сына Божия или не верить[3] – это не вопрос науки. То немногое, что мы достоверно знаем об Иисусе Христе из Новозаветных текстов, полагает Эрман, свидетельствует о том, что Он был пророком-апокалиптиком, казненным за призыв к разрушению храма и подстрекательство к мятежу. Дальнейшее – богословие ранней Церкви, в основе которого представление о том, что (такова позиция апостола Павла) Иисус умер во искупление грехов человечества, был воскрешен Богом и вернется очень скоро во славе Своего Царства, а двенадцать будут царствовать и судить народы в Небесном Иерусалиме (Апокалипсис Иоанна). Поэтому, по Эрману, Иисус именно «стал» Богом (а не был изначально), и так представляло его первое поколение христиан[4]. Интересно, что «представление» в этом значении уже не злонамеренный обман церковников, а некоторое свойственное человеку, человеческой культуре «трансцендирование», Иисус, в каком-то смысле, не мог не воскреснуть, даже если у нас нет (и не может быть) исторических фактов, это событие подтверждающих. На стороне воскресения, «за воскресение», в конце концов, – весь человеческий опыт, опыт мыслящего, чувствующего и любящего существа, который никакая наука не способна перечеркнуть, да и такую задачу никакая наука не ставит.
Журнал «Начало» №35, 2018 г.
[1] Подзаголовок книги «Как Иисус стал Богом» в английском варианте «The Exaltation of a Jewish Preacher from Galilee».
[2] У Достоевского Иисус кажется «призраком», мучающим больную совесть старика кардинала.
[3] Эрман считает, что Иисус умер на кресте и, возможно, был либо похоронен в общей могиле, либо брошен на кресте и растерзан зверями и птицами, Его посмертные явления апостолам – галлюцинации, вызванные чувством вины. Эрман не скрывает своего неверия в воскресение, подчеркивая, однако, что он исходит из анализа самих текстов. Будучи традиционным протестантом, он, следуя научной истине, на определенном этапе, как он сам это объясняет, был вынужден отказаться от своей веры.
[4] Эрман подробно останавливается на самых ранних христологических концепциях. По его мнению, в их основе лежала идея усыновления (адаптации) человека Иисуса Богом либо в момент крещения, либо в момент воскрешения («низкая христология», т.е. снизу, от человека – к Богу). «Высокая христология» – направление, согласно Эрману, где Иисус – сошедшее с небес существо высшего порядка, тоже древняя позиция, ее исповедует апостол Павел, но, вероятно, все же это не первая версия ответа на вопрос «кем же на самом деле был Иисус?».
K.A. Мakhlak
Bart D. Ehrman. How Jesus Became God: Where did and how developed the idea of Christ, which became dogmas. M.: Eksmo, 2016, – 576 с. – [Religious bestseller]
This article focuses on the book of Bart D. Ehrman’s «How Jesus became God», published by Eksmo in 2016. The book presents an original view of Jesus Christ, the founder of Christianity, on the origins of Christianity and the faith of the early Church.
Keywords: Jesus Christ, modern biblical studies, Christology