Христианство — «На манеже»
«Истинно, истинно говорю вам…» — таково название выставки, прошедшей в центральном выставочном зале Санкт-Петербурга «Манеже», посвященной 2000-летию христианства. Судя по списку участников этой выставки (художественные музеи города, музеи-заповедники области, этнографические музеи), самому организатору этого масштабного мероприятия (комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга), а также тем лицам, которым администрация вынесла благодарность за помощь в проведении выставки, эту акцию можно охарактеризовать как самодеятельный ответ культуры на дату, которая у всех на устах (христианству исполнилось 2000 лет) и которую, стало быть, положено отмечать. Тот факт, что руководители этого мероприятия не посчитали нужным обратиться по тем или иным причинам (не будем выяснять каким) к помощи в оказании богословской консультации — весьма обычное явление и, конечно, совершенно ненормальное. Ненормальное — слово, на которое можно обидеться, а обижать людей нехорошо, да и обижаться тоже, но в данном случае речь о фундаментальной ненормальности нашей жизни, т.е. об отсутствии в ней подлинного единоначалия — со-ответствия души Духу, словес Слову, культуры Церкви. Ибо, уж если мы выносим в заглавие выставки слово Христа и собираемся просвещать народ, поскольку цель каждой выставки освещение выставляемого «предмета», то должны априорно знать, что Христос есть Путь и Истина и Жизнь, а не то, что мы произвольно представляем под Его именем. Ведь мы же хотим истинно осмыслить явление, никто не будет отрицать, что осмысление связано с исключением лжи из этого процесса — осмыслить — значит на какое-то время победить ложь — безмыслие, но как осмыслить явление, выходящее за пределы мысли человеческой, естественных сил разума. Как выдержать уму такую небывалую правду, что Христос — Богочеловек есть воплотившееся второе Лицо св. Троицы, принявший смерть на кресте и воскресший в третий день по Писанию? Очевидно, выход только один, самый простой, который и выбрали устроители выставки: прикрыть глаз на Христа — Главу своего мистического Тела — Церкви и ограничиться безликим, «бесхозным» христианством. 2000 лет существует христианство, но вернее будет сказано, что существует в нашем тварном мире, в его сокровенной глубине Церковь — Богочеловеческое единство по Образу св. Троицы. Если знать эту истину, которую не только несет и хранит в себе православная церковь, но и живет в ней таинственным и благодатным общением со Христом и праведниками в литургии, то и голос культуры, знающей свои христианские корни, станет более просвещенным, узнающим и свой христианский долг — стать действительно способным услышать Слово Христа вне его культурных интерпретаций, а в полноте и чистоте церковного предания. И тогда наконец, может быть, мы поймем, что если собрались показать и рассказать об «общечеловеческом значении христианства», а именно так сформулирована цель этой выставки, то форма этого рассказа, должна быть предельно точной. Она может носить культурно-исторический характер, быть популярной (быть обращенной к народу, незнающему, но желающему узнать о Христе, его жизни и учении), но в своей глубине обязана быть богословски выверенной, знающей, что можно говорить в допущенных пределах светской науки, а что нет. Например, можно рассказать, что такое христианство, как оно возникло, но почему, как говорится на выставке, «так получилось, что первоначально единое учение сейчас существует в виде трех крупных исторически сложившихся ветвей и множества других разнообразных проявлений», уже невозможно. Невозможен сам язык, который определяет разделение церквей по принципу отделения от единого ствола каких-то ветвей, невозможно оценивать наличие сект, как разнообразное проявление христианства. Интеллектуальная трезвость — добродетель, почти утраченная секулярно образованной культурой, она состоит в том, что позволяет допустить существование области знания, недоступного современному массовому зрителю в силу объективных причин — например, отсутствия богословского образования. И такие намерения создателей выставки — показать «христианство как «огромный многоцветный ковер», а учение Христа и его искупительную жертву как «единый корень общехристианского древа, разнообразие ветвей которого показано на примере трех основных и некоторых других разновидностей христианства» — и демонстрируют откровенное непонимание содержания слов Христа, вынесенных в заглавие выставки «Истинно, истинно говорю вам…». Что же говорит им Христос, вернее, что же они слышат в его слове? Это формулируется устами искусствоведов, объяснительные, комментирующие записи которых, предваряют каждый раздел выставки. Вот выдержка из введения: «цель выставки — подчеркнуть не только религиозную, но общечеловеческую сторону учения Христа, идею о равенстве всех людей перед Богом, о том, что независимо от сословной и этнической принадлежности, каждый отвечает за свои грехи и для каждого возможно спасение». И что же здесь такого собственно христианского? Простите, но никогда еще никакое учение не спасало человека от вечной гибели, и если «роль Христа в истории человечества значительнее любой другой», то в чем спасение и вообще смысл жизни людей, называющих себя христианами? «Благое» намерение растворить сущность христианства в общечеловеческом единстве, стремление к религиозному синтезу, упор на единое начало, якобы лежащее в основе всех христианских конфессий, все это говорит лишь об одном простом факте — непонимании ни подлинного смысла культурного единства, ни подлинного смысла христианства, который тут же заносится в список общечеловеческих ценностей, отделяется от своего истинного богочеловеческого основания — Церкви. Что касается понимания большинством светской интеллектуальной элиты религиозного начала как начала объединяющего людей, то хочется напомнить, что тема отделения, лейтмотивом проходящая через Библию, звучит не менее сильно, чем тема соединения. Приведем слова диакона Андрея Кураева: «Когда языческие инстинкты все же начнут брать верх — из Израиля по плоти будет выделен «остаток Израиля», Израиль по духу. Из него выйдут в новом Исходе апостолы и первохристиане. Бог — скульптор, который отсекает от глыбы все лишнее, чтобы в итоге явить лик Марии». То есть речь идет о том, что так настойчиво звучащая сегодня интуиция синтеза и объединения, зачастую растворяющая в себе всякие грани, без которых немыслимо истинное различение, на самом деле, прямо противоположна библейскому «мечу». Ведь и настоящий христианин отсекает в себе ветхого человека, возрастая во Христе. И здесь необходимо уточнить, что не каждый спасется, но пребывающий со Христом и во Христе, в мистическом теле Его, Церкви, другого единства нет. Что же предстоит узнать человеку, пришедшему на выставку, которую с пафосом христианского просвещения организовал наш комитет по культуре? Что «непосредственным результатом событий, описанных в Евангелиях, стало формирование общины последователей Христа, получившей название церкви», что «во главе этой организации на первых порах стояли ученики Иисуса — апостолы», что «православие — восточная ветвь христианства, одно из трех основных его направлений наряду с католицизмом и протестантизмом» и «христианство в своей основе едино»? А что же увидит зритель? Он увидит «восточную ветвь» — Православие, представленное иконой после XVII века, по большей части уже не несущей в себе богословия образа, на котором основано православное понимание личности, хотя при этом и остающейся образом моленным. Увидит серенькую сухую гравюру протестантизма, и в этой «ветви христианства» вместо ликов святых — портреты учителей и деятелей реформации. И чувственные, впечатляющие своей убедительной наглядностью и художественным мастерством рассказы католической живописи о Страшном Суде, мученичестве, чудесном материнстве, сюжеты и форма которых оказываются наиболее доступными нашему неискушенному, мало что понимающему в религиозной области зрителю, именно неосведомленность которого и эксплуатируют устроители выставки. От названия выставки в полной мере представлено лишь многоточие, а Того, Кто говорит — Самого Христа и самого христианства — не присутствует, потому что «не пригласили». Нам показаны «ветви», но нет «единого древа».
Ведь какой, в основном, здесь присутствует критерий: оценка по принципу «нравится — не нравится». А о вкусах, как известно, не спорят. Действительно, нельзя разобраться во вкусовых ощущениях, если ни подлинный голод, ни насыщение Жизнью и Истиной — Христом — нам неведомы. И горькой правдой о современном человеке, который живет на земле св. Андрея Рублева, иконописавшего богословие Пресвятой Троицы, прозвучит невинная запись в книге отзывов: «Выставка очень понравилась, вот только бы икон поменьше».
Журнал «Начало» №9, 2000 г.