Епископ Йозеф Барон. Крест и христианство

Епископ Йозеф Барон. Крест и христианство. Теология Креста для человека, Церкви и ее единства. СПб., 2007.

Любой серьезный богословский трактат для нынешних времен явление особенно значительное. По самому факту возникновения такие книги требуют к себе внимания. Причем, последнее обусловливается самой по себе серьезностью, значит, продуманностью, в конце концов, интеллектуальной честностью. Когда текст отвечает перечисленному, за тему и содержание можно не беспокоиться: богословский трактат не может не быть актуальным.

Крест Господень и единство Церкви — сквозная идея данного труда. Соответствующие темы заявлены автором в названии, они обнимают сам заголовок — в буквальном смысле, они же «обнимают» все содержание в его существе: от предпосылки до непосредственного воплощения в тексте. Автор, действительно, скрупулезно выводит реальность смерти Христа — следовательно, победы над ней — в центр Священной истории.

Крест — это событие онтологического порядка. Но для осознания этого и постоянства памяти недостаточно исходной интуиции, что это очевидно. Непреходящесть — чем и определяется онтология как таковая — данного События раскрывается в книге последовательно: от анализа новозаветных текстов, через обращение к апологетам, патристике, западному богословию и вплоть до Реформации и последующей новоевропейской богословской и философской мысли. Через «призму» Креста осмысляются такие фундаментальные проблемы, как зло, власть, собственно единство Церкви и, конечно, Воскресение. Отметим, что за пределы чисто исторического рассмотрения автор книги успешно выходит за счет постоянного — прямого или подспудного — обращения к конкретному человеку, актуализации значимости смерти Господа лично для каждого. Надо сказать, что это личное отношение чуть ли не единственное условие для обретения единства, вступления в него в той мере, в какой это каждому из нас по силам.

В этой связи не подобает православному человеку заявлять, что, мол, католики и протестанты сами откололись, потому пусть сами ищут единство. Основанием для таких фраз является не что иное, как высокомерие. Это само по себе недопустимо, однако здесь кроется еще и пренебрежение как раз к реальности Креста и подлинному единству Церкви. Ведь очевидно, что последнее не обеспечивается формальным пением за литургией Символа Веры. Не по грехам ли нашим расколы?

Итак, единство — это всеобщая проблема, причем, в первую очередь потому, что оно представляет собой проявление всеобщего как такового. Другими словами, тема единства, будучи соотнесенной с безусловной онтологической реальностью, каковой является Крест, преодолевает, условно говоря, «частные» моменты. Думается, именно так можно вкратце интерпретировать основную идею книги епископа Йозефа Барона. В самом деле, если на первый план выводится предстояние человека Богу, то это никак не может быть частным моментом. Напротив, это как минимум устремленность к полноте, а значит, и к единству.

«Любая речь о Кресте неотделима от понимания самой личности Христа, а также — и от верующей в Него личности». (С. 313.) В связи с этими, возможно, ключевыми словами автора особого внимания заслуживает следующее утверждение: «…мученичество протестанта за Христа, например, в сталинском лагере, остается не менее действительным по сравнению со смертью православного или католика». (С. 313.) По этому поводу вспоминается один эпизод из «Колымских рассказов» Варлама Шаламова.

Я имею в виду несколько бесед Шаламова с лютеранским пастором, в которых они спорят относительно имен двух апостолов. И как искренна, даже пронзительна сцена, где пастор сокрушается из-за своей ошибки, настолько, что не может утешиться ободрениями собеседника. Шаламов не сообщает (он мог и не знать) о дальнейшей судьбе пастора, но, надо думать, там и погиб он, где встретился с ним Шаламов. С не меньшей уверенностью можно полагать, что и жил, и умер пастор с молитвой ко Христу, узнал которого в том числе благодаря тем самым двум апостолам.

В православном богословии существует мнение, согласно которому протестантизм свидетельствует прежде всего о смерти Спасителя, тогда как свидетельствование им Его Воскресения оказывается неполным. Очевидно, что здесь и неуместно, и нет возможности входить в рассмотрение этого вопроса. Однако в любом случае каждый из нас должен помнить, что свидетельствование полноты смысла Воскресения Христа невозможно без осознания значения и полноты смысла Его Крестной смерти. Настоящая книга каждой своей страницей обращает читателя к ней, открывая различные грани соответствующей реальности.

 

Журнал «Начало» №17, 2008 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.