Крепость должна быть крепкой или как проиграть войну после победы?
В истории России есть события, которые имеют судьбоносное значение. К их числу можно отнести битву со шведами под Нарвой в начале Северной Войны, 300-летие которой было отмечено в Ивангороде 19 ноября 2000 года. Здесь нет необходимости рассматривать основные этапы Северной войны на протяжении двадцати одного года ее длительности. Эту работу уже давно выполнили историки. Предметом нашего внимания будет отношение к знаменательной дате властей как областного, так и федерального уровня. Сразу же скажем, что оживленный интерес к юбилею проявили только органы власти Ивангорода, незамеченным он не остался и в Кингисеппе, где состоялась юбилейная конференция. Что касается реакции руководства федерального уровня, Санкт-Петербурга и Ленобласти, то ее в лучшем случае можно определить как нейтральную.
Выдвигались предложения придать рассматриваемому событию общероссийский резонанс, однако никакой поддержки со стороны центрального руководства они не получили. Причем мотивировка отказа выглядит неубедительной во всех аспектах: и в воспитательном, и в политическом, и в культурно-историческом, да и просто с позиций здравого смысла. В официальном ответе федеральных властей говорилось о том, что, поскольку война началась с поражения русского воинства под Нарвой, то и повода для праздника нет.
Такую позицию иначе как близорукой назвать нельзя. Действительно, в истории России известна не одна великая война, которые начинались с поражений (не будем их называть, они хорошо известны), причем более значительных, чем неудачная попытка отвоевать одну крепость, как это случилось в 1700 г. Но как бы там ни было, а победителей не судят. Северная война, как известно, закончилась победоносным Ништадтским миром 1721 г., который в конечном счете зафиксировал признание России великой европейской державой, с одной стороны, и утрату своего могущества Швецией, с другой. Напомним, что Северная война за два десятилетия своей истории знала, кроме первоначальной неудачи под Нарвой, целый ряд блестящих побед, одна из которых — взятие той же самой Нарвы в 1704 г., т.е. уже через четыре года после действительно сокрушительного поражения Петра I. Отсюда следует, что трагическая неудача в начале Северной войны, как и любой другой, может и должна оцениваться в свете последующих побед и окончательного ее завершения. И наоборот, если в какой-либо войне на начальном этапе боевые операции и имели успех, то было бы странным ликовать по их поводу спустя сотни лет в случае итогового поражения. Ведь не придет же в голову отмечать события Ливонской войны, хотя на первоначальном этапе она развивалась успешно (учтем также, что цели и регион этой войны вполне сопрягаются с целями и регионом Северной войны).
В свете сказанного становится ясным, что наши руководители явно страдают недостатком исторического чутья и понимания очевидных истин. Нет сомнения в том, что через 300 лет, как и в минувшие века, участники боев против шведов заслуживают и восхищения, и поклонения. Это хорошо понимали наши соотечественники 100 лет назад. Свидетельство тому — величественный памятник на левом берегу Наровы, оказавшийся теперь за границей, на территории Эстонии, воздвигнутый в честь жертв боев за Нарву в 1700 г. Двухсотлетие начала борьбы за прибалтийские земли отмечено было также изданием внушительного по своему объему и содержанию альбома. В нем нашли отражение все этапы войны, как трагические, так и победоносные, собраны многочисленные репродукции с гравюр и картин, связанных с историей Северной войны. Вряд ли авторы, всё это осуществившие, не были в курсе того, что Нарвская битва 1700 г. закончилась для русских поражением.
Далее, само собой понятно, что поражение так или иначе вещь грустная. Но ведь праздник далеко не всегда означает бурное веселье. Праздник — это прежде всего выход из состояния повседневности в пространство возвышенного, торжественного, приобретение человеком как бы нового измерения его жизни. В такие моменты наш обычный мир расширяется, и мы начинаем чувствовать себя не частными лицами, а теми, кто сопричастен великим событиям отечественной, всемирной истории или сверхистории, т. е. реальности священного. Последнее состояние мы обретаем благодаря Церкви. Так вот, церковная поминальная служба по павшим триста лет назад русским воинам объединяет в себе все только что перечисленные смыслы праздника. Конечно, перепляс с частушками или пивной фестиваль были бы здесь неуместны. Но этого никак нельзя сказать о поминальной молитве, отдании воинских почестей, торжественных речах высоких государственных лиц, пристойной, торжественной же трапезе, за которой содержание тостов складывалось бы само собой вследствие богатейшего исторического содержания отмечаемого события. Кстати, вот прекрасный повод подбодрить переживающих не самые лёгкие времена людей замечательными примерами из прошлого. Когда испытавшая тяжелейшее поражение страна благодаря мудрости власти и мужеству граждан нашла в себе силы изменить казавшийся неизбежным ход событий и стать сильнейшей европейской державой. Почему же такой праздник с точки зрения федеральных властей нельзя праздновать, да ещё в нынешнее время, когда он жизненно необходим?
Память о героях Северной войны в прежние времена в отличие от нынешних всегда сохранялась в сознании русских людей и запечатлена в выдающихся произведениях искусства. Упомянем о некоторых из них. Все убранство Петровских ворот Петропавловской крепости прославляет победу России над Швецией; вспомним композицию барельефа «Низвержение Симона-волхва» — аллегорию сокрушения гордыни шведского короля Карла ХII-го. Хорошо известно, что победу над северным соседом символизирует и гениальный памятник Фальконе «Медный всадник». Менее известна мемориальная доска с перечнем полков, участвовавших в сражениях при Гангуте и Гренгаме, сооруженная и укрепленная в 1914 г. (в год 200-летия этих сражений) на фасаде церкви Св. великомученика и целителя Пантелеимона, сооружённая по инициативе Военно-исторического общества. О великой победе Петра I напоминает и скульптурная группа Летнего сада «Мир и изобилие», выполненная знаменитым венецианским скульптором П. Баратта в 1722 г.
Одним словом, весь облик старого Петербурга дышит памятью о славной победе в великой войне. На таком фоне выглядит странным и весьма тревожным полное забвение со стороны российского государственного руководства трехвекового юбилея ее начала. И еще раз подчеркнем, исторический индифферентизм властей удивляет еще сильней, если учесть, что в Петербурге идет активная подготовка к празднованию 300-летия его основания, которое, судя по всему, обещает быть пышным и шумным. Но за этой планируемой пышностью уже угадывается фальшь, стремление к внешнему эффекту в ущерб смыслу. Иначе разве допустимо теперь, уже можно сказать в канун грандиозного юбилея города, забвение памяти тех, чьи жизнь и подвиг самым непосредственным образом были связаны с его возникновением. Ведь Нарвское сражение было тяжёлым, но важным уроком, повлиявшим на дальнейшие шаги Петра Великого.
Удивляет также безразличие к юбилею руководителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Казалось бы, именно накануне празднования 300-летия основания города на Неве следовало уделить особое внимание началу Северной войны. Ведь именно в ее начальный период были отбиты у шведов крепость Нотебург (Орешек) и г.Ниеншанц, стоявший при впадении реки Охты в Неву, и заложен Санкт-Петербург. Именно по Ништадскому мирному договору были возвращены исконно русские земли, утраченные Россией в результате заключения со Швецией в 1617 г. договора о вечном мире в Столбове. Обширные пространства отвоеванных территорий и сейчас составляют самые привлекательные районы Ленинградской области, с ними связана история строительства Санкт-Петербурга. Не помнить об этом нельзя. Точнее, можно, если ты по своей сути сродни или не чужд тем же самым большевикам, которые с необыкновенным простодушием и невежеством печально знаменитых вандалов уничтожали многочисленные святыни Санкт-Петербурга, в том числе и храмы, созданные в память жертв и подвигов русского воинства. Среди них и церковь апостола Матфея, освященная 31 января 1720 г. на Петербургской стороне в память о взятии русскими войсками Нарвы 9 августа 1704 г. (день памяти апостола Матфея). Церковь первоначально была деревянной, но за свою долгую историю перестраивалась и в начале ХХ века получила статус собора. Закрыта и взорвана летом 1932 г. по решению Ленгороблисполкома. Так, видимо, городские власти того времени решили «отметить» очередную годовщину взятия Нарвы. Потрясающая историко-культурная неосведомлённость или безразличие властей города, претендующего название культурной столицы России, проявляется ещё и в том, что ими совершенно проигнорирована важнейшая особенность сражения 1700 г. Несмотря на его общий неудачный исход, героический отпор врагу оказали Преображенский и Семёновский полки, т.е. Нарвская битва стала местом боевого крещения русской гвардии, 19(30) ноября можно считать датой её рождения как реальной военной силы. Не случайно памятник в честь двухсотлетия сражения был воздвигнут по инициативе и при участии офицеров, проходивших службу в Преображенском полку. Но это в 1900 году. Что же происходит через столетие? Парадокс, но именно в ноябре в Эрмитаже открывается выставка, посвящённая трёхсотлетию русской гвардии. Если бы её устроители относились к своему начинанию всерьёз, т.е. видели в нём реальный шаг к нашему национально-культурному оживлению, по настоящему любили, как наш великий соотечественник, «сиянье шапок этих медных, насквозь простреленных в бою», то они обязательно почтили бы память первых гвардейцев на месте их подвига в составе сколько-нибудь представительной делегации. Отсутствие такого рода действий весьма показательно, и в свете этого интересная эрмитажная экспозиция начинает выглядеть всего лишь очередным шоу для иностранцев. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Если жизни нет в тебе самом, то ты невольно начинаешь обслуживать того, в ком эта жизнь есть.
Однако уже отмечалось, что пренебрежение трехсотлетним юбилеем со стороны властей федерального, городского (СПб.) и областного уровня не расчетливо (о глубоких патриотических чувствах здесь говорить не приходится), по меньшей мере, с трех точек зрения. Первая из них — воспитательная. В условиях, когда обветшали и обнаружили свою несостоятельность коммунистические идеалы, обращение к отечественной истории, к краеведению дает не только обильный, но и свободный от сомнительной идеологии материал для пробуждения национального самосознания и любви к своей стране, народу. Учтем также большое значение возрождения исторической памяти на фоне все больше о себе заявляющих националистических настроениях как в России, так и в странах, возникших на развалинах СССР. Празднование знаменательных дат в этом случае создает действительные, а не фальшивые предпосылки преодоления подобных настроений. Исторический масштаб выдающихся событий нашего прошлого тут же обнаруживает узость, примитивизм национализма, невозможность что-либо понять в истории с его помощью.
Совершенно не учтён российскими властями и политический момент. Сегодня, когда сила, особенно на европейском континенте, не является преимущественным способом решения межгосударственных проблем, политика оказывается связанной с культурой совершенно особым образом. В целях политического влияния часто используется то, что можно назвать культурным присутствием на той или иной территории. Вспомним, сколь активная компания по пропаганде господствующего положения и гуманитарной значимости местных национальных культур в сопоставлении с убогой идеологии СССР как «страны-агрессора», была развёрнута в неподконтрольных компартии средствах массовой информации прибалтийских республик накануне распада Советского государства. Ничего путного, кроме тех же в конец обветшавших коммунистических лозунгов, противоположная сторона предъявить не могла. В результате русскоязычное население было полностью разориентировано и деморализовано. Оно до сих пор оказывается не способным к созданию национально-культурной общины. Конечно же, и в других случаях культура в наше время оказывается если не средством, то тесной союзницей политики.
В этой связи игнорирование рассматриваемого нами события выглядит тем более удручающе в обстановке повышенной активности в юбилейные дни на Эстонском берегу в Нарве. Казалось бы, чему радоваться эстонцам и их шведским гостям: ведь успех Швеции 19 ноября 1700 года — это лишь кратковременная военная удача, за которой последовали многочисленные поражения, завершившиеся полной ее катастрофой. Тем не менее, на прибрежной площади г. Нарвы при поддержке шведской стороны установлено скульптурное изображение льва. Что стоит за этой аллегорией, можно только догадываться. Скорее всего, это знак, увековечивающий победу трехсотлетней давности (к которой, кстати, эстонцы никакого отношения не имеют). Интересно, как будет восприниматься этот символ через четыре года, когда придется вспомнить о взятии шведской крепости русскими. Ведь здесь невольно может прийти на память другая, уже упомянутая нами аллегория, а именно скульптурная группа «Мир и изобилие», отнюдь не лестная для шведов. Напомним, что здесь на голову льва (утраченный символ Швеции) опирается нога ангела, возлагающего лавровый венок на голову молодой женщины (образ России — победительницы). Но сейчас важно другое: несмотря на проигранную войну, шведы вспомнили о ее начале, хотя и весьма своеобразно. Россия, которой Северная война принесла небывалую славу и могущество, спустя триста лет впала почти в полное историческое беспамятство. Парадоксально, не правда ли?
И все же беспамятства в юбилейные дни удалось избежать. Как говорилось выше, они были отмечены двумя мероприятиями, благодаря инициативе местного руководства в Ивангороде и Кингисеппе. Надо сразу же сказать, что на Российском берегу реки Наровы вблизи Иван-города у Креста, установленного напротив левобережного памятника 1900 года, вот уже в течение нескольких лет в конце ноября ивангородцы вместе с регулярно приезжающими сюда студентами Санкт-Петербургского Института богословия и философии[1] участвуют в отдании памяти погибшим русским воинам — поминальной службе, которую практически ежегодно проводит архимандрит Гурий (Кузьмин), настоятель Екатерининского собора в Кингисеппе. Панихида была отслужена и в юбилейный день 2000 г. Причем на этот раз отдать дань памяти прибыли не только студенты института и многочисленные ивангородские школьники и жители города, но также и воины пограничной заставы. Впервые прозвучал салют из оружейных залпов.
Важным событием в жизни Ивангорода стала также установка мемориальной доски у памятного камня, находящегося в центре города в месте гибели русских воинов при штурме Нарвы 1704 года. По этому случаю состоялся митинг, на котором с речами выступили глава муниципального образования «Город Ивангород» Николай Каломейцев, председатель собрания представителей Анатолий Тарелкин, председатель комитета по культуре Ирина Селивёрстова, директор ивангородского историко-архитектурного музея Геннадий Попов, проректор Института богословия и философии Олег Иванов. Затем состоялось открытие музейной экспозиции, посвященной Северной войне. В конце прошло поминальное чаепитие. Панихида и митинг были отсняты и показаны в специальной передаче областного телевидения. Последнее обстоятельство тоже требует комментария, так как на протяжении ряда лет с каким-то чуть ли не мистическим упорством и Санкт-Петербургское и Областное телевидение, как и другие средства массовой информации, отказывались освещать памятные мероприятия на берегу Наровы, хотя не только по смыслу но и в видовом отношении они заслуживают внимания. Панихиды служатся православными священниками одновременно у двух памятников, на российском и эстонском берегах Наровы, в непосредственной видимости с той и другой стороны. Вот реальная демонстрация духовной связи с нашими соотечественниками, живущими теперь за границей, дающая ощущение нашей единой истории. Но нет, это нашему телезрителю почему-то смотреть не положено, здесь его право на информацию урезано. Но почему? Неужели ничего кроме криминальных и спортивных новостей наш телезритель, по мнению телевизионного руководства, усвоить не способен? К счастью и эта грустная гипотеза оказалась в ивангородский юбилей опровергнутой. В программе «ЛОТ» вышла замечательная передача «Стратегия форпоста», автор её Валентина Абраменко. Вообще удивительно, насколько много зависит сегодня от одного человека, пусть не находящегося на вершинах государственной власти, но по-государственному смотрящего на вещи.
Хочется вспомнить в этой связи и ведущего специалиста по культуре ивангородской администрации Валентину Петрук, без усилий которой праздник вряд ли состоялся бы так широко.
Конечно, следует признать, что в масштабе небольшого, одиннадцатитысячного Ивангорода проведенные мероприятия — событие неординарное. И можно только радоваться и восхищаться чуткости, вниманию жителей и городского руководства к истории своего города, которая оказалась включена в орбиту судьбоносных событий отечественного прошлого. Но еще раз подчеркнем, что государственно-исторические масштабы Северной войны требовали государственного же уровня, праздничных мероприятий, что соответствовало бы, кроме всего прочего, и особенностям нынешней политической обстановки, т.е. имело бы очевидный прагматический смысл, который дальновидный политик не имеет права игнорировать.
«Забывчивость» высокопоставленного руководства к знаменательным историческим датам, несомненно, воспринята от большевиков, для которых вся история причудливым образом сконцентрировалась на реальностях послеоктябрьского периода. Все, что ему предшествовало, — это, по их мнению, не более чем предыстория, т.е. нечто малозначительное. Такие мысли мы находим и у классиков марксизма. В принципе, подобные установки очень сродни обывательской привычке видеть только то, что находится в непосредственной близости по времени и месту, что называется, «не дальше своего носа». Выйти за рамки наличной действительности обывателю, конечно, не дано. Ему невдомек, что прошлое во многом предопределило настоящее, и без его вдумчивого изучения всякие попытки осмысленно отнестись к своей собственной ситуации обречены на неудачу. Такой человек напоминает брейгелевского слепца, ведущего за собой себе подобных к обрыву.
Отсутствие отчетливой позиции в отношении к своему прошлому наглядно выражено и в пренебрежении реставрацией памятников старины. В Ленинградской области немалое их количество продолжает разрушаться или восстановлено лишь частично. На завершение реставрации, как всегда, нет средств. Возвращаясь к нашей теме, укажем на плачевное состояние Ивангородской крепости, восстановленной далеко не полностью. Очевидно, что в ближайшей перспективе реставрационные работы возобновлены не будут. А ведь эта крепость — не только памятник русской культуры, но и «свидетель» и «участник» многих битв за безопасность и целостность Руси — России. Удручает и другое. Ивангородская крепость стоит напротив замка, построенного Тевтонским орденом. Обстоятельства строительства крепости и замка неразрывно связаны с решением военных задач в различных военных конфликтах. Они по своему выражают вынужденное противодействие России Западу. К сожалению, с распадом СССР прошлые символы (уже вне военных функций) опять стали актуальными: над обеими крепостями развеваются государственные флаги Российской Федерации и Эстонской Республики. Но если эстонцы установили свой флаг на идеально отстроенной крепости, то российский вьётся над строениями, во многом напоминающими руины. Весьма показательный и довольно зловещий символ. Вот почему, как бы мы ни относились к современной Эстонии, ясно одно: ее нельзя упрекнуть в том, что ее народ, власти пренебрегают историей культуры, притом даже не культуры своего собственного народа, а его, по сути дела, завоевателей. К сожалению, Россия, победившая во многих войнах, выглядит на этом фоне как безнадёжно проигравшая сторона. Непозволительно медленная реставрация Ивангородской крепости — яркое и вместе с тем печальное тому свидетельство. Она «олицетворяет» не только историческое беспамятство властей федерального уровня (местное руководство и работники историко-архитектурного музея делают всё для них возможное), но и политическую недальновидность, отсутствие государственного подхода. Плохо, когда памятники отечественной истории находятся в руинах, но ещё хуже, когда в таком же состоянии душа.
Журнал «Начало» № 10, 2001 г.
[1] Об истории воздвижения креста подробнее см. в журнале «Начало», №6,1998, стат. М.Н.Лобановой «Границы, которые соединяют».