Миросозерцание Аксаковых
Вера — нравственность — идеология
В дневнике, запечатлевшем жизнь аксаковской семьи в трудные для всей России годы Крымской войны, Вера Аксакова написала: «Большею частью люди, самые жаркие поклонники нашей семьи, или ее идеализируют до неестественности и даже до смешного, или доводят до такой крайности и до уродливости строгость нашего нравственного взгляда, или превозносят до такой степени наше общее образование, ученость даже, что или другие могут счесть нас за педантов или, по крайней мере, таких исключительных людей, к которым простой, не слишком образованный человек и подойти не может … Неужели так трудно понять простоту нашей жизни!… Мы живем так потому, что нам так живется, потому что иначе мы не можем жить, у нас нет ничего заранее придуманного, никакого плана заранее рассчитанного, мы не рисуемся сами перед собою. в нашей жизни, которая полна истинных. действительных страданий, лишений всякого рода и многих душевных невидимых огорчений. Мы все смотрим на жизнь не мечтательно: жизнь для всех нас имеет строгое, важное значение; всем она является как трудный подвиг …»[1]. Жизнь этой талантливой семьи, казавшаяся многим современникам Аксаковых почти идиллической, при более пристальном вглядывании в нее, при изучении разнообразных рукописных материалов, целиком до сих пор не опубликованных, обнаруживает не только те «душевные невидимые огорчения», которые были скрыты от посторонних глаз, но и подлинно драматические коллизии, через которые прошли члены семьи. А будучи непосредственно включена в культурную и историческую жизнь России 1830—50-х годов, семья Аксаковых, таким образом, и в историко-культурном движении, в духовном развитии России середины Х1Х века может вскрыть некие «невидимые» процессы. Следует ли в таком случае отказаться от традиционного взгляд на мир аксаковской семьи как мир цельный, почти гармоничный, высвечивающий цельность и русского сознания, обусловленную давними духовными традициями? Задача изучения данного историко-культурного явления, думается, должен заключаться в ином, прежде всего — вотыскании некой внутренней связи, удерживающей равновесие культуры в сложные исторические периоды.
Наследие Аксаковых столь многообразно, что изучение его требует совокупных усилий; даже в пределах истории литературы здесь открывается возможность поискать и совместить разные подходы: так, произведения С.Т.Аксаков 40-х годов создаются на грани явлений литературных и естественнонаучных, а его хроники 50-х годов представляют собою синтез художественной и мемуарной литературы, что создает почву как для углубленного эстетического анализа, так и для мета-анализа. Старший сын — Константин — поэт, критик, публицист, историк, лингвист; младший — Иван — поэт, публицист, журналист, организатор и идеолог славянского дела в России. Вера — своеобразный хроникер жизни семьи; одновременно — в многочисленных письмах — критик и публицист. Это многообразие духовных занятий, также разнообразие личностей не могло не повлечь за собою внутренней сложности, даже противоречивости аксаковского мира, особенно в его развитии. На чем же держалось единство?
Жизнь Аксаковых, целостно рассмотренная, позволяет увидеть в ней попытку снять извечную дисгармонию духа и непосредственной жизни, не снижая при этом требований к духовному бытию и не допуская высокомерного отношения к прозаической простоте эмпирического существования. Испытывая такого рода потребность, члены аксаковской семьи лишь вместе, в единстве всей жизни, могли приближаться к ее осуществлению, познавая — каждый по-своему — трудность духовного подвига жизни. Будучи не только приобщены к русской культуре, но творя ее, Аксаковы и выявляли в ее природе (думается, более явственно, чем другие деятели той поры) неоднозначную и бесконечно уточняющуюся взаимосвязь веры, этики и идеологии; особые для каждого периода культуры отношения бытового строя жизни, эстетического сознания и духовного делания.
Исследователями давно замечено, что строй жизни аксаковской семьи определялся контрастностью и взаимодолняемостью натур Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны[2]. Впервые сказал об этом один из сыновей — Иван, задумавший написать пространный «Очерк семейного быта Аксаковых», но не успевший вполне выполнить свое намерение. Он и отметил стоицизм натуры матери и страстность, артистизм и одновременно теплоту души отца. Потенциал равновесия, всеобъемлемости, если не гармонии, оказался заложен уже в их соединении, в их духовном взаимодополнении. Ольга Семеновна Аксакова была «исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые она и внушала своим сыновьям с детства … Неумолимость долга, целомудренность, поразительная в женщине, имевшей стольких детей, отвращение от всего грязного, сального, нечистого, суровое пренебрежение ко всякому, правдивость … презрение к удовольствиям и забавам, чистосердечие, строгость к себе и во всякой человеческой слабости, негодование, резкость суда, при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному, отсутствие всякой пошлости, всякой претензии — вот отличительные свойств этой замечательной женщины … При этом она вся принадлежала русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа — все это было ей родное»[3]. Сергей Тимофеевич «любил жизнь, любил наслаждения, он был художник в душе и к каждому наслаждению относился художественно … Он был подвержен всем слабостям страстного человека, забывал весь мир в припадке своего увлечения; уже женатый проводил он целые дни за охотой, целые ночи за картами; но зная за собой эти слабости, он был смиренного о себе мнения, был чужд гордости к ближнему, напротив отличался постоянною снисходительностью. Это-то качество и дало ему возможность развить в себе ту теплоту объективность, которая составляла такую прелесть «Семейной хроники», которая чуждается всякой экзажерации (преувеличения), резкости, полна любви и благоговения к людям и отводит место каждому явлению, доброму и дурному в человеческой жизни. Радушный и добрый от природы, он обладал умом чрезвычайно ясным и трезвым»[4].
В сущности, уже в этом взаимодополнении личностей — исток цельности аксаковской семьи, но думается, все же дана она была не изначально, а выстраивалась, создавалась именно совокупными усилиями всех членов аксаковской семьи. Трое сыновей и пять дочерей совершали духовное строение жизни в ту эпоху, о которой Н.В.Гоголь сказал: «Мир в дороге, а не у пристани». Созидая культуру (или только питая ее — не все дети стали известными деятелями), младшие Аксаковы оказывались перед проблемой воплощения тех религиозно-нравственных начал, которые восприняли от родителей, — воплощения, живого внесения ихв новую историко-культурную ситуацию.
Внутренний мир С.Т.Аксаков в 30—40-е годы — по преимуществу мир художника. И в целом о жизни семьи можно сказать, что в 30-е годы в ней преобладает эстетическое направление. В 40-е члены семьи проходят, каждый по-своему, через своеобразное общественное, социальное строение души. В 50-е же заявляет о себе в полной мере тот процесс духовного строения, который незримо готовился предшествующими десятилетиями. От эстетического к духовному без отрицания, без попрания первого, а, наоборот, с постижением в художестве тех духовных глубин, которые открываются не сразу, -это путь, которым проходят старшие дети Аксаковых, получив от отца тяготение к равновесию духовных и эстетических ценностей, а не к возвышению одних за счет других. В сущности, в каждой их подобных категорий аксаковский мир высвечивал некий заветный, до времени скрытый потенциал, проявляя и в русской духовной жизни той поры объемность, запас развития, неизбежность плодотворной эволюции.
30-е годы в истории русской культуры — это, пожалуй, время эстетической религиозности, точнее, время эстетического тяготения к вере. Но быт Аксаковых уже в 30-е годы (а особенно в 40-е, когда семья пережила первую страшную утрату — смерть 16-летнего сына Михаил) содержал в себе и иное. Об Ольге Семеновне Иваном не даром было сказано: русские обычаи, особенно церковные, русская природа — все это было ей родное. В детях — более всего в Вере, Ольге и Константине — воплотились цельность и действенность религиозного чувства. Личность Веры Аксаковой в этом отношении, может быть, наиболее интересна. Она не являлась ни идеологом, ни мыслителем, хотя была интеллектуально одарена. Старшая из дочерей, она ближе всех оказалась к Константину, и процесс становления славянофильского учения нашел выражение в ее обильной переписке: письма В.Аксаковой к разным лицам свидетельствуют об органичности, почти неизбежности зарождения этого течения общественной мысли на грани 30-40-х годов. А вместе с тем ее личность обнажила и сложность схождения общественного и собственно духовного.
Напряжение общественной, а в 50-е годы, в период Крымской войны, и политической русской жизни все больше выявляло несовместимость этики и идеологии, и это ставило под сомнение веру в абсолютную цельность русского сознания. а также в искупительность исторических жертв. Личность Веры в этом отношении заслуживает особого внимания: она позволяет видеть некие глубинные стороны аксаков- ского сознания, пограничные между цельностью и душевным раздвоением, если не расколом.
Одаренная поразительной нравственной чуткостью и безмерной любовью к семье, переняв от матери глубину религиозного миросозерцания и тяготея при этом к гражданственной активности своих братьев, Вера Аксакова, своей непосредственной реакцией на те или иные события, выявляла именно сложность взаимодействия этих разнородных сфер бытия. Показательно переживание ею сугубо семейных коллизий, оно содержит в себе некий душевный самоанализ, свидетельствующий о том, что полнота веры может быть неотделима от рефлексии, а бесконечное углубление в себя чревато состоянием духовного бессилия.
В 1840 году умер Григорий Иванович Карташевский, муж младшей сестры Сергея Тимофеевича Аксаков. Карташевские жили в Петербурге. Сохранилась обширная переписка Константина и Веры с Марией Григорьевной — дочерью Карташевских[5]. Письма Веры 1840 и 1841 гг., когда обе семьи пережили тяжелую утрату, и интересны запечатленными в них размышлениями о духовных возможностях человека в моменты неожиданных испытаний. Рассуждения о судьбе в начале 1841 года — еще философски спокойны: «Разве не на каждом шагу случаются перед нами непонятные вещи, много горя дает судьба человеку, зато иногда приготовляет ему неожиданное, неразгаданное счастье; она еще лучше нас придумывает, как все устроить. О, будем спокойны, моя милая Машенька! Хотя мы не можем быть уверены в непреложной силе нашей молитвы, может быть, даже не должно и желать ее, предаваясь воле Бога, но упование остается всегда нам, ияне знаю, какое-то невольное чувство уверенности вливается в сильную душевную просьбу»[6]. Упование на непреложную силу церковной молитвы неотделимо от молитвы душевной, выношенной чутким сердцем, полной заботы о самых близких, духовно родственных: «Ты говоришь, моя милая, милая Машенька, что мое участие тебе так приятно, так как успокоительно, о, как отрадно мне это слышать. Знаешь ли ты это чувство, его даже почти определить хорошенько нельзя. Когда желал бы уничтожить себя, превратиться в прах, в воздух и обхватить им того человека, которым душа так полна; когда желал бы все проникнуть тем чувством, которое сам испытываешь» [7].
Слова, сказанные в минуту, не ведущую несчастье, кажутся полными бессознательного предчувствия, если известны последующие события. В самом начале января 1841 года Вера напишет: «Ах, если бы можно было всегда жить вместе …»[8]. Слова вновь обращены к Машеньке, но фраза эта неоднократно будет повторяться позже, уже после трагических потерь, и высветит в первом восклицании тревожное предощущение невозможности исполнения подобных желаний. А в марте, вскоре после скоропостижной смерти 16-летнего брата (он скончался в Петербурге, в доме Карташевских), Вера соотнесет два периода в их жизни, уже разделенных неотменяемой чертой: «Когда мы были с тобой в церкви Симеона Столпника и вместе молились там, это была еще самая светлая минута, как прекрасно служил этот священник. А между тем мы и не знали, что горе уже нас ждало»[9].
Письма, отправляемые в марте, наполнены чувством духовного бессилия. «Вот уже и другие сутки, как ты от нас уехала, моя милая, милая моя Машенька, как-то вы едете, сердце сжимается, как вообразишь, куда ты едете, и каково подъезжать к этому городу, где столько для вас совершилось несчастия и где мы также испытали такое горе. У нас в доме тоска, тоска всеобщая, бывает так тяжело, что не знаешь, куда деваться. Боже мой, чтобы я не дала, чтоб ты была бы только со мною, моя милая, милая Машенька, твое присутствие было бы мне отрадно. Ах, как-то пройдут эти недели … Молю Бога, только, чтобы все были здоровы … Если б можно было совершенно отвлечь себя от всего, что окружает, и заняться чем-нибудь так, чтоб ничего кроме этого занятия не видать. Но это невозможно … На меня находит такая тоска, что не знаю, что делать, да и все вокруг так тоскуют… Вчера вечером приехал наконец Иван. Теперь все наше семейство вместе, одного недостает и всегда будет недоставать. Слава Богу, что Иван благополучно доехал, но он так похудел и так сильно огорчен … Боже мой, так тяжело со всех сторон, так горько»[10]. В этом контексте и начинает звучать тема, которая станет чуть ли не лейтмотивом всей последующей жизни: «Боже мой, если б можно было всем нам … жить вместе и горевать вместе и проводить вместе эту жизнь и умереть всем вместе. такого счастия можно молить только, а надеяться даже дерзко … Боже мой, только одного земного блага желала бы, чтоб все были живы, или вместе умереть всем» [11].
Мировоззрение Веры, характер ее религиозности, ее духовное смирение формируется именно в этот год. Страданием и горестью суждено добывать нам крупицы мудрости, — скажет Гоголь в 40-е годы. Письма В.Аксаковой дают возможность видеть, как постепенно складывается горестная мудрость смирения. «Ах, моя милая Машенька, — пишет она, — и мы узнали горе настоящее. Мы слишком мало думали о возможности его, так что и теперь иногда, в минуты какого-то забвенья, это кажется совершенно сном, и не верится, если даже упоминают об этом»[12]. А душа еще не готова — при всей вере — принять бремя горя: «Проводя братьев, мы заехали к Иверской, там служили молебен Божией матери и читали это место из Евангелия, где Спаситель говорит: Просите и дастся вам и так далее. Но, вероятно, тут разумеются больше просьбы неземные»[13]. У нее и позже, в трагическое время конца 50-х — начала 60-х годов, сохранится это горестное недоумение перед несходством, неслиянностью просьб, желаний земных и высших. Она уже почувствовала, какого духовного труда стоит преодоление земной природы, и она будет пытаться неостановимо двигаться по этому пути. « … Человек так погружен в мир, что только такие удары заставляют его пробудиться и опомниться. Только тогда понимает он, что жизнь есть призрак, несмотря на ее твердые, полные жизни образы; только тогда видим мы, что цель наша не здесь на земле. Ах, если б мы все так смотрели на жизнь… Твое последнее письмо, моя милая Машенька, опять так грустно, но, разумеется, оно и не может быть иначе. Как я вспомню собственные слова, свои мысли, которыми я тебя старалась не утешать, по крайней мере, развлекать, уговаривать, мне кажется, у меня бы теперь язык не пошевелился выговорить их; мои старания вовлечь тебя опять в жизнь, заставить тебя принимать участие по-прежнему в интересе житейском, мне кажутся иногда почти грешными … Истинно не надобно забываться человеку, не надобно жить для жизни, не должно было бы ни надеяться, ни искать никакого счастья, земного этой жизни, не должно полагать це- лию своей жизни эту же жизнь, но как же овладела нами эта жизнь, когда мы, несмотря на все, что вокруг нас напоминает нам об этом, можем забываться»[14]. Именно в это время В.Аксакова почувствует, что безвозвратно утрачивает в себе некую энергию жизни; в письмах на протяжении всех последующих лет неоднократно будет встречаться слово «апатия», этим определением она постарается выразить свое духовное состояние, сознавая, что оно отчасти сходно с греховным чувством уныния, но улавливая и глубинную разницу между ними. Это новое состояние — как бы ступень, предваряющая подлинное смирение. Но создается впечатление, что именно этот последний шаг, это восхождение на ступень высшую и последнюю не было совершенно. Ее земная, любящая, чуткая душа была вся устремлена к не-зем- ной истине, но по-земному любила близких, и освободиться от этого вряд ли могла и вряд ли хотела. «Боже мой, как мы не похожи теперь на то, что мы тогда были; это время кажется совершенно из другой жизни, из другого мира и, конечно, никогда уже не может возвратиться… Я не могу нести это бремя, во мне слишком мало энергии для того, дух мой упадает под ним и уже не имеет сил даже желать восстановить его, я только желаю, чтоб меня не тревожило, а уже о каком-нибудь удовольствие я и не думаю. Я отказываюсь от собственных своих желаний … Спокойна я могу только быть тогда, когда все здоровы, кто мне дороги, и больше я не в состоянии, не имею сил желать чего-нибудь, я буду довольствоваться всем, что мне Бог ни пошлет»[15].
Духовное развитие В.Аксаковой, запечатленное лишь в письмах, не входящее в видимый пласт русской жизни, свидетельствует о той многоплановости 40-х годов, которая еще не стала в полной мере предметом изучения. «Я еще только строюсь и создаюсь в характере», — написал о себе Гоголь в это десятилетие (письмо к С.П.Шевыреву 1844 г.). Можно сказать, что невидимое строение души и духа совершалось неуклонно, но вступить во взаимодействие с совершающимся в это время поиском социального строения, по всей видимости, не могло, обнажая тем самым трагическую неслиянность социального и духовного в собственном их содержании. Прошедшие путь внутреннего духовного делания уже не могли отказаться от понимания жизни как трудного подвига, и социальное переустройство жизни оказывалось для них в совершенно иной системе координат. Заняв во второй половине 40-х и в 50-е годы достаточно активную общественную позицию, страстно защищая славянофильскую теорию, В. Аксакова уже не отказалась от духовного измерения любой жизненной коллизии, в том числе общественной.
Последующие годы жизни семьи буквально переполнены тревогой за больную Ольгу Аксакову (жена заболела весной 1843 года, и с небольшими улучшениями болезнь длилась вплоть до 1861 года — года кончины). Представления об идилличности аксаковского мира существенно корректируются по мере знакомства с полнотою их жизни. Общественные и эстетические споры, успехи на публистическом и писательском поприщах протекали на фоне этой болезни. Аксаков- ский мир был трагически оберегаем от самоослепления, от мнимой духовного самодовольства. Трагические коллизии семейной жизни не позволяли впадать и в эйфорию общественных увлечений, а теория — славянофильское или западническое учение — проверялась в этом контексте не столько полнотою и убедительностью построений, сколько искренностью, чистотою мысли ее носителей. На первом плане оказывалось не «мнение», не убеждение само по себе, а соответствие концепции и духовного строя личности.
Благодаря тому и в литературном развитии открывались новые горизонты. К началу 50-х годов В.Аксакова выходит к новому для нее духовному измерению искусства. В 40-е годы, отдавая предпочтение литературе, близкой славянофилам, не принимая натуральную школу (за ее «дагерротипическое» изображение действительности), она тяготела к эстетической свободе, незаданности творчества. В этом контексте «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, вышедшие в свет в начале 1847 года, не могли вызвать одобрение: в них увиделась духовная гордость писателя и даже неистинность православного миросозерцания. Но переход к 50-м годам, усложнение духовной атмосферы в России, смерть Гоголя привели к иному критерию, не сугубо эстетическому, позволявшему, однако, именно в эстетике увидеть новые возможности. В литературе отыскивался всеобъемлющий потенциал веры. Размышляя о гоголевском пути, В.Аксакова снимает противопоставление литературы и религии, имевшее место и в аксаковской семье и объективно заявлявшее о себе в истории культуры; она отыскивает возможность их согласия, возможность пробуждения веры потенциалом творчества. В «Записках о Гоголе» Аксакова воссоздала нерасторжимое единство в писателе творческого и духовно-религиозного, и искусство в этом контексте предстало как таинство, созидающее душу. «Отчего это каждое слово Гоголя подымает так душу со дна, возбуждает все то, что спало до тех пор в глубине ее, подымает все ее законные потребности, все высокие стремления, вопросы давно заснувшие тревожат ее снова, и цель ее существования и долг ее на земле; неотразимо представляется, сколько жизни может и должна заключать душа, как широко ее поле назначения; вдруг почувствуешь те тайные связи, связующие каждую человеческую душу со всем миром других душ и явлений жизни: ту связь. которая часто, всегда почти пренебрегается нами, и мы живем разрозненные, как-то недовольные, часто тоскующие по ней в своем скудном стесненном одиночестве, вращаясь без смысла, оторвано в ограниченном мире своих собственных нужд и впечатлений. Слово Гоголя вдруг освещает всю скудность, всю пошлость, всю безжизненность такой жизни; о, если б всегда гореть нам неугасимым пламенем добра и любви, потребности пользы, стремлением к идеалу совершенства, и эти стремления должны перейти в дело, принести плод!»[16].
Еще раз стоит отметить, что в записках разного рода, которые не могли увидеть свет при жизни автора, которые приоткрывали внутреннее, утаенное от чуждого взора духовное настроение членов акса- ковской семьи, выразились глубинные тенденции русского культурного сознания той поры. Литература была осмыслена в общем контексте духовного развития, устремлявшегося по разным руслам, но внутренне единого неизбежно, после противоречивых, и драматических, и плодотворных поисков возвращавшегося к своему истоку. Поэтому духовно оправданным, исторически неизбежным оказывалось и эстетическое тяготение к вере, через которое проходила культура в секуляризованную эпоху: в рамках его, в конечном итоге, совершалось преодоление эстетизма, эстетического самоудовлетворения.
Но в том и особенность собственно литературного развития, что выход к религиозно-духовным ценностям не означал отказа от общественного пафоса; он предполагал лишь более «концентрированное» наполнение его этическим содержанием.
Для Константина Аксакова нерасторжимость веры, этики и практического деяния, а также обязательность каждого из этих начал представлялись несомненными — как в историческом русском развитии (в его началах, а не осуществленности), так и в единичном человеческом пути. Готовность отыскать (и утвердить) в любом звене русского пути нравственный, освященный православной верой смысл приобретала подчас у К.Аксакова гипертрофированный характер. Фраза из его рукописной статьи «России и Запад» — «Вглядимся ближе в нравственный образ России …»[17] — имеет принципиальный смысл. В работах, посвященных русской истории, Аксаков исследует не совокупность всех исторических событий и истекающих из них последствий, а их нравственный потенциал, «внутренний» смысл, который мог пока не реализоваться, но от этого не иссяк, не утратил свою духовную силу. Западный и русский миры противопоставлены друг другу именно по этому принципу: путь Запада — путь «внешней правды», путь России — путь «внутренней правды» (Ст. «Обо основных началах русской истории»). Запад предпочитает «устройство, порядок», «формулу», а «формула», какая бы то ни была, не может обнять жизни», «она усыпляет склонный к лени путь человеческий, легко и без труда успокаивая его исполнением наложенных формальных требований и избавляя от необходимости внутренней нравственной деятельности и внутреннего нравственного возрождения. Это путь внешней правды, путь государства. Этим путем двинулось западное человечество»[18].
В основании государства западного — «насилие,рабство и вражда», русского — «добровольность, свобода и мир». «Поняв с принятием христианской веры, что свобода только в духе, Россия постоянно стояла за свою душу, за свою Веру»[19]. «Землю» и «государство» в России единили, по Аксакову, «Вера и жизнь»[20].
Этим же нравственно-духовным критерием у Аксакова измерены западные вероисповедания. «Католицизм есть рабство; протестантизм — бунт. Одно православие есть свобода духа, ровно далекая от рабства и бунта»[21].
Интересна неопубликованная статья К.Аксакова «О чудесном и сверхъестественном» (1854) — о дихотомии духовного и материального в человеке. В истолковании таких явлений, как чудесное, сверхъестественное, магнетизм, эстетически столь привлекавших многих деятелей культуры еще в 30-е годы, Аксаков исходит из понимания жизни как нелегкого, но единственно необходимого человеку процесса духовной борьбы; она обусловлена самой человеческой природой, но сознательно выбрана может быть только духовно осознающей себя личностью. «Человек есть сознательный, бесконечный дух, погруженный в чувственную сферу и живущий под условиями этого чувственного мира. Чувственная стихия — в самом обширном смысле этого слова — дана человеку, как поприще для борьбы: поприще широкое, встречающее его всюду. Он одолевает природу, борясь с нею материальными, из нее же исчерпнутыми силами; он постигает разумные ее законы, ее смысл, и она перерастает быть для него поглощающею его бесконечною массою: в самом себе встречает он чувственную стихию и борется против ее внушений, против ее голоса, сопровождающего всюду дух человеческий, причем она доходит до величайшей утонченности, дающей ей возможность примешиваться к самым духовным движениям»[22].
Проанализировав многообразные примеры «чудесной» связи человека и предметов, «сверхъестественного» воздействия одного человека на другого (в 30-е годы он сам прошел через увлечение магнетизмом), Аксаков сформулирует свою позицию, которая вызревала — на уровне эмпирических ощущений — уже в прошлые годы. В письмах к М.Г.Карташевской он признавался, что ощутил тяжесть во время сеанса магнетизера и прекратил сеанс. Теперь он прокомментирует: «Является неволя, чисто животная зависимость и привязанность к магнетизеру, темное и высшее материальное отношение … Как материя, уподобляющаяся духу и одолевающая свободный дух, — такая сила есть сила чувственная, темная, недобрая, недостойная человека, сила налагающая рабство и плен, лишающая свободы и воли… Выше всех этих чудес стоит дух и свободная воля человека; выше всего духовный мир, в котором Вера в Бога, любовь к Богу и разумение Бога. Бог попускает человеку совершать чудеса и тогда, когда он призывает Его имя, — чудеса, лишь по видимому выходящие из пределов естественных; но не дает человеку неограниченного могущества. Возможность всех этих чудес скорее соблазн человеку … Вообще же весь этот необъятный мир чувственной силы — есть мир темный, и предаваться ему значит отдавать себя чувственной материи. Путь человека есть иной — путь духа, сознательный и ясный» [23].
Индивидуальный человеческий путь предстает, таким образом, как результат выбора, духовной борьбы, но идеальным представляется не духовная победа сама по себе (над эгоизмом личности, над слабостью человеческой природы), а выход к деятельной жизни, к воплощению идеи, к последовательному нравственному служению, вне которого обесценивается любая деятельность мысли. «В уме много прекрасных мыслей, в сердце много благородных чувств, но все это только благородные чувства, и ни те, ни другие не имеют жизни, и те и другие поглощаются чувством пустоты, вялости, апатии, и те и другие все слова, слова»[24].
Он постоянно сближал, если не уравнивал индивидуальный путь и народный, не сомневаясь, что как в частном, так и в народном бытии, истинная вера неотделима от жизни. Уже цитировалось — «Вера и жизнь» единят землю и государство. Думается, показателен тот факт, что Аксаков почти не употребляет слово «соборность»; ему ближе другое — «хоровод». «… Вся внутренняя русская история земли, народа — есть хоровод»[25].
Крепится же хоровод «нравственной силой, единственной силой народов»[26]. В требовании верности — в любой момент жизни — нравственной ее основе Аксаков бывал подчас категоричен, не умея принять «случайностей» жизни, по выражению Веры. В одном из писем к Ивану (1844) она отмечала с тревогой: «Истинно он меня иногда душевно огорчает, можно ли быть в таком противоречии с жизнью, как он, можно ли требовать от случайностей мимолетающих чего-нибудь положительно законного … есть смысл, и глубокий, но хорошо это в области мысли, но в жизни разумность эта нарушает всякую гармонию, делает жизнь не жизнью» [27].
Но можно сказать, что гармония как таковая и не могла быть доступна Аксаковым — уже в силу того, что духовная жизнь, достигающая особого напряжения, не позволяла отвлечься от страдания, а переживание, осмысление его и побуждало определять жизнь как «трудный подвиг».
Разнообразие, непохожесть членов аксаковской семьи — при всем их внутреннем духовном единстве — показательны: в этом тоже по-своему находило выражение духовное искание, приближение к трудному подвигу жизни. Дети Аксаковых как будто призваны были дополнить друг друга, как бы открывая новые и новые грани того нравственного образа России, которым столь дорожили. «Монашество» Константина и социальная активность Ивана, идеалистичность одного и трезвая аналитичность другого — две грани аксаковского самосознания, две формы проявления нравственной активности, составляющие в конечном итоге цельность русской культуры.
В 40-е годы Иван как будто готов был взорвать изнутри незыблемую цельность убеждений Константина, его веру в идеальные начала русской истории, в общинность русского сознания и быта. Письма И.Аксакова к родным чрезвычайно интересны с этой точки зрения. Но оспаривая убеждения старшего брата, Иван обнажает и собственные сомнения, как бы демонстрируя тот духовный путь, которым проходит человек, прежде чем достигнет цельности и покоя. Теоретически не соглашаясь с Константином, он, в сущности, оперирует теми же категориями, и критерий внутренней правды у него выходит на первый план. Его отталкивают внешние формы религиозности, внешнее следование преданию. В Угличе он замечает, что христианская вера лишь в предании, но не поддерживается в живой жизни, в быту. То же И.Аксаков готов отнести к себе: «Говенье мое было самое обыкновенное. Человек такая дрянь и такое дитя, что дай ему глубокое содержание с внешними формами, он сейчас ухватится за одни формы, а внутренний смысл убежит. Потому-то я так и боюсь всяких определенных, условных форм и не люблю пока монашеских уставов, которые назначают человеку способы, виды и формы покаяния, например, почти 150 раз акафист и т.п. Грустно видеть, что в церкви нам читают правила так, что ни читающий, ни слушающий ничего понять не должны и не могут, но все расходятся предовольные сами собой и друг другом: отстоял правила, ну и совесть спокойна. А какая чудесная служба! Весь последовательный ход событий повторяется перед глазами через 18 веков!»[28] . Аксаков совмещает сознание, как бы духовно опробывая их, полярные состояния: «Живая жизнь не мирится со строгим христианским учением»[29] — «… Если б я пошел в монахи, так сделался бы схимником, молчальником или чем-нибудь подобным»[30].
Состояние душевной рефлексии в той или иной форме оказалось знакомо всем Аксаковым, снятие же ее, разрушение осуществлялось именно в полемике, во взаимодополнении, но, кроме того, под воздействием тех исторических событий, которые сами собой стимулировали цельность русской жизни, единство национального сознания.
Старший Аксаков в годы молодости практически прошел мимо, почти не заметив их, 1812 и 1825 гг. А вот годы 1854-56 — годы Крымской компании — были пережиты аксаковской семьей как тот исторический этап, который продемонстрировал нераздельность трудного подвига жизни отдельного человека и нации. Хроника семейной жизни, запечатленная в письмах С.Т., К.С., В.С., И.С. Аксаковых, а также в Дневнике Веры Сергеевны, — становится, в сущности, хроникой жизни общественной, и заинтересованность политическими вопросами органично входит в строй внутренней, семейной жизни. «Общественные интересы, — пишет С.Т.Аксаков Ивану, — растут каждую минуту и своею громадностью заставляют меня забывать мое нездоровье и огорченье, теперь нет интересов, кроме одного, интереса политического… Какое время! Какие события, и я дожил в другой раз до эпохи 1812 года»[31]. Разразившаяся война воспринимается как священная, призванная освободить славянские племена[32], но кроме того, в ней просматривается гораздо более общий смысл: в недоброжелательстве Европы по отношению к России видится «ненависть зла ко добру»[33], а в поражении русской армии — наказание свыше:«… Богот- ступился от нас, потому что мы отступились от святого дела веры и братства»[34].
После известия о падении Севастополя Вера записала в своем Дневнике: «Овладевает такое безотрадное, бесполезное сожаление, невыносимо болезненное чувство, с полным сознанием невозможности отвратить зло. Безнадежность полная в будущем! Изнемогаешь под тяжестью всех этих ощущений; невыносимо бывает — не знаешь, что делать, днем и ночью все то же, беспрестанно то же и то же, и сердце болит от тоски. Тяжелые, тяжелые времена!»[35].
Даже к своей двоюродной сестре, М.Г.Карташевской, в переписке с которой прежде обсуждались семейные, а не общественные дела, Вера отправляет, как сама она назовет, «политические письма». Но и здесь политика измерена этическим критерием, внешнее в данном случае не отделено от внутреннего, поэтому именно в описании военных событий неоднократно встречаются понятия греховности, покаяния и искупления. «Положение наше совершенно отчаянное: не внешние враги нам страшны, но внутренние, — наше правительство, действующее враждебно против народа, парализующее силы духовные, приносящее в жертву своих личных немецких выгод его душевные стремления, его силы, его кровь. Что еще более приводит в отчаяние, это наше собственное нравственное бессилие … Признаюсь, на меня находит иногда сомнение, которое пугает меня самою, возможно ли покаяние для России, не слишком ли уже далеко в сердце проникла эта язва, возможно ли очищение, остались ли еще живые силы для того, чтоб сознать грех и почувствовать раскаяние, для того, чтобы возродиться!»[36].
Но так сложилась жизнь, что самый тяжкий духовный подвиг еще предстоял Аксаковым. В 1859 г. семья перенесла смерть Сергея Тимофеевича, в 1860-м — Константина, а в 1861 — Ольги, в 1864 — Веры. Письма запечатлели трагические ощущения этих лет. За пределами собственно научного исследования небезынтересной оказалась бы тема — «Аксаковы: жизнь и смерть». Духовно-религиозное и эмпирическое столкнулись в осмыслении и переживании смерти столь драматично, что это достойно постижения. В своих письмах и записках Вера зафиксировала, почти запротоколировала прохождение семьи через смерть Сергея Тимофеевича и Константина, оба раза, правда, описывая сам момент ухода гораздо позже, чем он произошел. Жизнь того и другого, благодаря этим записям, до сих пор в полной мере не опубликованных, приобретала как бы абсолютную духовно-нравственную целостность.
Не раз после 1859 года у Веры встречается фраза — «Душа изнемогает …» Уходила аксаковская семья как целостность, как уникальное соединение разнородных начал русской культуры, как явление, в котором не отторгали друг друга аскетизм веры и простота жизни, идеи смирения и гражданского служения, свободы творчества и духовного его призвания.
Журнал «Начало» №3-4 1996г.
[1] Дневник Веры Сергеевны Аксаковой. СП б., 1913, с.25.
[2] Об Аксаковых см.: Машинский С.И. С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество. «-е изд. М., 1973;Лобанов М. С.Т.Аксаков (ЖЗЛ). М.,1987;Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М.,1978;Манн Ю.В. Семья Аксаковых. М., 1992; Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т.Аксаков. Семья и окружение. Краеведческие очерки. Уфа, 1991;Кошелев В.А. Отесинька // Наше наследие. 1991, № VI;Анненкова Е.И. Семья Аксаковых в истории русской культуры //Аксаковские чтения. Материалы научной конференции 1985 и 1987 годов. вып. 2/89. М., 1989.
[3] Аксаков И.С. Очерк семейного быта Аксаковых //Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. М., 1888. т.1. с.15—16.
[4] Там же. с.12—13.
[5] Письма К.С.Аксакова (1836-1837) — РО ИРЛИ (Пушкинский дом). Ф.173. 10.604.XV. с.1 Их 68 писем первые 5 опубликованы;Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1973 год. Л., 1976. с.74—89 (Публикация Е.И.Анненковой). Письма В.С.Аксаковой (1836—1864) — РО ИРЛИ. Ф.173.10.609.XV. с.6 — 10.632.XV. с.29.
[6] РО ИРЛИ. Ф.173.10.611. Л.10.
[7] Там же. Лл. 88об.
[8] Там же. Л.2
[9] Там же. Л. 34.
[10] Там же. Лл. 30об.—35.
[11] Там же. Лл. 37, 39об.
[12] Там же. Л.49.
[13] Там же. Л. 49об.
[14] Там же. Лл. 52, 63об., 87об.
[15] Там же. Лл.122—122об.
[16] Литературное наследство. М.,1952. Т.58. с.790.
[17] РО ИРЛИ. Ф.3. Оп.7. № 22. Л.3.
[18] Аксаков К.С. Полн.собр. соч. М., 1861. Т.1. с.3.
[19] Там же. с.8,10. Курсив К.С.Аксакова — Е.А.
[20] Там же. с.14. Он возвращается к этим положениям, лишь незначительно их варьируя, в нескольких статьях.
[21] РО ИРЛИ. Ф.3. Оп.8. № 18. Л.2сб.
[22] РО ИРЛИ. Ф.3 Оп.7. № 24. Л.1.
[23] Там же Лл. 11сб., 12сб., 18сб.
[24] РО ИРЛИ. Ф.3. Оп.7. № 18. Л.4сб.
[25] ОР РГБ. Черк. /П/19/2. Л. 13сб.
[26] РО ИРЛИ. Ф.3.Оп.7. № 18 Л.9.
[27] ОР РГБ. ГАИС /III.IV/ 20а. Л.15.
[28] Аксаков И.С. Письма к родным. 1844—1849. М., 1988. с.362. Курсив И.С.Аксакова — Е.А.
[29] Аксаков И.С. Письма к родным. 1849—1856. М., 1994. с.180.
[30]Аксаков И.С. Письма к родным. 1844—1849. с.295.
[31] РО ИРЛИ. Ф.3.Оп.3. № 14. Лл. 7об., 15, 71сб.
[32] Наиболее определенно и жестко эту позицию выразил Константин: «Это война за веру и за братьев, это Священная война…. Вот значение настоящей войны: борьба Православия с католицизмом и протестантизмом, борьба мира славянского с миром западноевропейским» /РО ИРЛИ. Ф.3. Оп.8. № 18. Л.24сб. — 25.
[33] РО ИРЛИ. Ф.3. Оп. 3. № 14. Л.13.
[34] Там же. Л.73сб.
[35] Дневник Веры Сергеевны Аксаковой. с.123.
[36] Там же. с.15, 148—149.