Поездка в Тервеничи
Около 10 лет назад ненастным петербургским днем мне довелось оказаться в небольшом странном здании на углу Петербургского шоссе и Ленинского проспекта. У входа в закопченное снаружи строение, которое меньше всего походило на церковь, висела табличка, объясняющая, что это церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, находящаяся в ведении Московского патриархата. В полумраке храма на стенах было развешено несколько небольших икон, видимо принесенных из дома прихожанами, и теплились свечи, вставляемые из-за отсутствия подсвечников в песок, насыпанный в ящики. Но несмотря на обделенность этой церкви красотой, которой всегда славились русские храмы, в ней было удивительно хорошо. Ощущение чистоты и света, таинственно разлитого в темном помещении, заставляло вспомнить о духе катакомб, из которых возносили свои молитвы к Богу первые христиане. Незримый телесными очами свет, который я ощутил в церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, осветил серый ноябрьский день и наполнил его духовным смыслом.
Через несколько лет на редкость знойным для Петербурга летом мне пришлось побывать в этих местах снова. Тогда, в изнуряющую июльскую жару, около 12 часов дня, в районе безликих брежневских жилых кубов Ленинского проспекта было особенно ощутимо томительное присутствие «беса полуденного». Но сверкнувшая белизной, напомнившей о цвете риз Христовых, маленькая церковь близ яркой зелени деревьев пустыря и остатков живописного озера представилась оазисом Надежды. В этом храме казалась особенно ощутимой живительная сила неиссякаемого источника Веры и Любви. Непохожая по своей архитектуре на храмовые здания церковь без купола стояла в окружении самой новой жилой застройки. Храм был побелен внутри и снаружи, ярко освещен светом множества свечей в бронзовых канделябрах. В нем появились большие иконы, по технике письма которых и свежести красок можно было понять, что они написаны недавно, чувствовалось, что те же руки, которые создавали иконы, расписывали и саму церковь, украшали алтарь.
В притворе над входом висела довольно необычная икона Богородицы, изображавшая Мать с Сыном, склонившихся друг к другу. Удивлял стремительный, более низкий, чем на других иконах этого иконографического извода, наклон осиянной нимбом головы Богородицы к Богомладенцу на ее руках. Потом мне сказали, что необычная икона называется Касперовской, имеет свою историю и считается охранительницей города Одессы, из которого родом был молодой батюшка, не так уж давно окончивший Петербургскую духовную семинарию.
Войдя в храм, я окунулся в особую атмосферу церкви, где все прихожане пели вместе со священником молитвы (явление, к сожалению, встречающееся далеко не во всех храмах). Женщины, многие со слезами на глазах, приподнимали своих детей вверх, чтобы те могли увидеть литургию — божественное действо, во время которого на душе становится особенно хорошо.
После того июльского дня мне часто приходилось бывать в этой все более и более хорошевшей церкви. И каждый раз поднимаясь из метро на Ленинском проспекте, словно из подземных глубин Петербурга, и идя под раздававшиеся из ларьков какофонические звуки современных ритмов мимо чудовищных нищих и вопящих уличных торговцев нижним бельем или плодами своих садоводческих участков, мимо амбальных бритоголовых мальчиков в униформе, охраняющих зоны сфер владычества рэкета, я думал о встрече с Богом, которая предстояла мне в маленькой церкви на углу Ленинского проспекта и Петергофского шоссе.
Старый Петербург, как известно, построен на дне громадной геологической впадины, на выходе из которой, по ее краям, расположены Царское Село, Пулково, Парголовская Поклонная гора, другие петербургские пригороды. Несколько ниже, на бывшей некогда дачной территории, где сейчас стрела Ленинского проспекта вонзилась в Петергофское шоссе, 10 лет назад в помещении заброшенной загородной дачи дореволюционных времен иеромонах Лукиан (Куценко) решил создать церковь. По отношению к старому Петербургу эта церковь находится на возвышении. И располагаясь на выходе из невской долины, там, где уже, кажется, почти кончился путь из петербургского ада к небу, чудесная церковь, наряду с храмами Царского Села, несомненно являет собой рай Петербурга. Поднимаясь по ступеням станции метро «Ленинский проспект», я часто чувствовал себя восходящим со дна невского ущелья к свету. На этой некогда цветущей местности по левую сторону от шоссе еще сохранились остатки былой красоты в виде фрагментов живописных лугов и озер. На их берегах ныне стоят корпуса современных жилых домов. Церковь Веры, Надежды, Любови и их матери Софии сделала зримым присутствие Софии-Премудрости в одном из спальных районов Петербурга, внесла смысл в существование его жителей.
Во время своих посещений церкви мне приходилось неоднократно слышать о сестричестве, создаваемом настоятелем и прихожанками этого храма в Лодейнопольском районе нашей области, и о тех чудесах, которые происходят там. Я выяснил, что в храме Веры, Надежды, Любови и Софии висела лишь копия Касперовской иконы, точнее одного из ее списков, находящегося в Тервеничах, отдаленном местечке Северо-Запада России, в котором обосновалось сестричество. Найденный стараниями настоятеля и прихожан разрушенный Покровский храм в Тервеничах принял первых сестер в 1991 г. И хотя я неоднократно слышал устные рассказы о последующих событиях в Тервеничах, во избежание каких-либо искажений излагать историю сестричества вынужден по книжке «Покрово-Тервенический монастырь» (1996), изданной монастырем, и буду опираться на цитаты из нее.
Первоначально место и положение сестричества мало напоминало о нем. Воодушевленная верой маленькая группа женщин мужественно облагораживала прихрамовую землю, расчищала полуразрушенный храм, планируя обитель. Отсутствие жилья, суровость зимы, пустое необжитое место не разочаровывали тружеников. В 1996 г. была в основном восстановлена церковь, построены подсобные помещения, два жилых корпуса, посажен сад.
Сестричеству было необходимо, по примеру многих исторических обителей, иметь источник и святыни — главные духовные достояния монастыря. Человеческие старания, хоть и самые благородные и благочестивые, не имели никакого успеха. Пять попыток обнаружить воду на территории монастыря принесли только разочарования, хотя колодцы были вырыты на большой глубине.
Проблема с особо почитаемой иконой Божией Матери для обители также долго не имела разрешения. Общине трудно было достать старинный образ, празднуемый в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября (Люблинская, Псково-Покровская, Касперовская, Браиловская, Гербовецкая, Барская). Настоятель и духовник сестричества был уверен в возможности получить для обители старинный список с чудотворного образа Касперовской, у которого родился и провел свое детство и юные годы.
Но Богу и Божией Матери угодно было другое, поэтому старания духовника Промыслом Божиим были безуспешными. Приобрести старинный образ Касперовской не удавалось, было решено найти другую икону, празднуемую 14 октября. Но в этот же день один из монашествующих, принимавший участие в поиске, в тонком сновидении был перенесен духом из далекого южного города в местечко Тервеничи, где сама Божия Матерь повелительно указала место источника и икону, отчетливо напомнившую тип Касперовской, хотя и без надписания. После этого видения были опять приложены силы к поиску иконы, но безрезультатно, и только после многих стараний с крепкой верой в изволение Божией Матери, икона, точно такая, какая была указана Царицей Небесной, была обретена в запасниках мастерской одной из одесских художниц. Радости и волнению не было предела. По счастливом сообщении о видении и обретении иконы, указанной самой Божией Матерью, сестричество и прихожане церкви святых великомучениц готовились к торжественной встрече.
Тем временем в далеких Тервеничах одной из первых инокинь, ничего не знавшей об этом, ранее в своей жизни не испытавшей ничего сверхъестественного ни наяву, ни во сне, было явлено следующее: во время ночной молитвы инокиня услышала властный, но мягкий и красивый голос, отчетливо говоривший: «Чем быстрее моя икона будет у вас, тем скорее моя помощь будет вам».
По прибытии в приход свв. мучениц икона сразу же, не без страха и переживаний, была отвезена в обитель. На месте, указанном Божией Матерью в сновидении, настоятель и монашествующие обнаружили родник. Икона была положена на место родника, как было указано в сновидении, затем был отслужен первый молебен, после чего обильно начали совершаться чудеса от иконы и воды источника.
После совершения молебна и крестного хода с иконой вокруг большого участка земли власть имущие, не ведая того, предложили и передали монастырю именно столько земли, сколько было «отмерено» иконой.
Стало совершаться много исцелений у иконы и источника, которые зафиксированы в монастырском дневнике. Есть много ныне здравствующих свидетелей этих исцелений. В благодарность за проявление милости Божией от иконы верующими было пожертвовано много золотых украшений, часть которых пошла на нужды храма, а часть осталась у святой иконы.
Несколько раз паломниками были замечены слезы на глазах Богоматери, но по благословению духовника виденное не разглашалось.
Самым очевидным и сильным проявлением силы Божией было мироточение от новописанной иконы, передающей явление Божией Матери в Тервеничах. История этого мироточения такова. Из-за неумелого устройства деревянного сруба на источнике вода начала издавать неприятный запах, хотя и сохраняла целебные свойства. Сруб настолько втянулся в глинистую почву, что извлечь его простыми средствами оказалось невозможно. Даже привлечение техники было неудачным. Многие недомолвки и полувысказывания о действительном явлении Божией Матери породили сомнения и толки среди насельниц монастыря и приезжих паломников. Было решено ископать новый колодец ниже прежнего, отступив всего лишь несколько метров.
Выкопали не один, а три колодца даже ниже озера, но воды ни капли не было. Человеческие расчеты и маловерие были пристыжены Промыслом Божиим к вящей славе Бога и Божией Матери. В это время обнаружилось, что в местном ряду иконостаса келейной церкви замироточил образ Явления Божией Матери в Тервеничах, написанный со слов видевшего во сне явление Богородицы. Капли мира покрывали подол хитона, ноги Богородицы, стоящей над источником, и тот кусок земли, где лежала икона.
Событие мироточения стало явным указанием Божией Матери на святость и неизменность места источника и неугодность предпринимаемого дела. Самими монашествующими с покаянными чувствами, собственноручно, с большим трудом был извлечен старый сруб и устроен новый каменный на прежнем месте. Выкопанные колодцы были засыпаны.
Мироточение иконы Божией Матери в Тервеничах продолжалось целый год, очевидцем этого явления мог быть каждый, побывавший в обители. Мироточение снято на видеопленку. Учитывая происходящее, в знак благодарности за милости и благодатные проявления от иконы, указанной самой Богоматерью, было решено именовать этот образ Богородицы Тервеническим. Ранее икона была надписана как Касперо-Тервеническая, о чем многие недоумевали, так как первоначально обретенный образ не имел надписния, хотя и был написан по типу Касперовской. После такого решения слезы и мироточение на иконе исчезли, что дало возможность надписать изображенную у ног Богородицы икону как Тервеническую. В этом было усмотрено одобрение и благословение самой Царицы Небесной.
В то время, когда издавали брошюру, текст которой я использовал, над монастырским источником еще не была воздвигнута часовня, не было случаев новых чудесных исцелений в монастыре и мироточения икон, в том числе списка Тервенической иконы в монастырском скиту, отдаленном от Тервеничей на 20 км. Не был освящен во имя иконы «Неупиваемая чаша», помогающей избавлению от недуга пьянства, которому подвержено местное население, храм в скиту, где находились иконописно-художественные мастерские монастыря.
О. Лукиан (Куценко) еще не был переведен из церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии возрождать Александро-Свирский мужской монастырь, расположенный, как и Тервеничи, в окрестностях Лодейного Поля. Еще не был издан указ Синода от 14 апреля 1997 г. об открытии Покрово-Тервенического монастыря, над церковью святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии еще не появился голубой купол-башенка.
Монастырь, созданный прихожанками петербургской церкви Веры, Надежды, Любови и Софии, — явление уникальное в жизни современной русской православной церкви. Все знают, сколько трудов нужно приложить, чтобы возродить старый монастырь. Но создать новый! На это уже не хватает ни средств, ни сил, а самое главное, подвижнического духа, истреблявшегося в многострадальной русской церкви все годы советской власти, а иногда и раньше.
Любому, даже только догадывающемуся о процессах исторического словообразования в русском языке, может показаться очевидным, что имя Тервеничи связано с «терновым венцом». Тем не менее, считается, что название села произошло от вепского «здравствуй, встречай». Но на место, в наименовании которого явственно звучит «терновый венец», Бог должен был обратить особое внимание, несмотря на то что историческое происхождение слова могло не иметь никакого отношения к божественному звучанию. Бог — это Слово. Христос — воплощенный Логос. Поэтому внимание Бога должны привлекать человеческие слова, когда в их звучании обнаруживется Христос. Имеющий форму круга — одного из символов Премудрости — терновый венец означает христианскую идею о преображении через смерть. Райский божественный свет увидели люди в «пресветлом мраке» на горах Хорив и Фавор. Но на другой горе — Голгофе — была принята смерть в терновом венце. Этот венец напоминает о терновом кусте, из которого Бог разговаривал с Моисеем на горе Хорив. Не случайно терновый куст изображается на иконах «Неопалимая купина» как обвитый зеленым терном горящий круг, внутри которого дается изображение Богородицы Знамения, т.е. Софии.
У Тервеничей долгая, тяжелая и страшная история. Название Тервенического погоста впервые упоминается в Уставе князя Святослава Олеговича 1137 г., где перечисляются все погосты Приладожья и Прионежья, в том числе Тервеничи. Но само поселение возникло, конечно, раньше. Здесь с самого начала селились русские и вепсы — древняя финно-угорская народность. Уже семь веков назад в Тервеничах была вотчина Антониево-Дымского монастыря, находившегося в 13 верстах от Тихвина. Монастырские земли были переданы в казну Екатериной II, а затем достались помещику. Тервеничи как часть новгородской земли подвергались опричным набегам и жестоко пострадали от их зверств. Во времена Петра I местное население насильно приписывалось к чугунолитейным заводам. В результате множества жертв бывали времена, когда в Тервеничах оставалось лишь несколько дворов. Пострадало это место и в годы насильственной коллективизации, сталинских репрессий, в военное время.
На протяжении семи веков здесь возникало много церквей и часовен, которые гибли при различных обстоятельствах. Последняя каменная церковь Покрова Божией Матери была построена в начале 20 века, закрыта в 1937 г. и окончательно разрушена после войны не без участия местного населения. Та церковь, которая сейчас восстановлена из руин на ее месте, несколько отличается от первоначальной.
Людские страдания в Тервеничах далеко не всегда были страданиями во имя Христа. Но Христос, пребывающий здесь в терновом венце и искупляющий грехи людей, сделал их мучения продолжением своей искупительной Жертвы, запечатленной в названии места. Он надел свой мученический венец на страдальцев Тервеничей, но в наказание за их неверие и недостоинство позволил разрушать церкви, стоявшие здесь, а значит и Себя Самого, ибо церкви — это Христос, Его Тело. И разрушенные церкви можно считать искупительным терновым венцом Христа. Может быть, в этом одна из причин того, что на горе у озера сейчас происходят чудеса и столь ощутимо Божье присутствие. Похоже, древний погост ждал нынешнюю церковь и мучения людей в Тервеничах были ради ее появления здесь.
Когда поднимаешься в гору к храму, перед тобой вначале возникают четкие силуэты словно нарисованных на вечернем небе деревьев. Затем появляются шпиль колокольни и фасад церкви, потом голубой купол и необычные корпуса келий и одновременно открывается вид на красивую неброской северной красотой холмистую долину с озером и лесом вокруг него. И тут начинаешь понимать, что на горе не может быть замкнутого, оторванного от мира пространства. Ибо гора, возвышаясь над местностью, а вместе с ней над нами, хоть и устремлена в небо, все же есть часть земного пространства. И пытаясь оттолкнуться от него, взлететь слишком высоко, мы лишь еще сильнее притягиваемся к земле. Гора Фавор — ее часть. Монастырская гора в Тервеничах пробуждает в душе образ Фавора. Как будто Сам Христос спускается с этой горы в невскую долину, как Он спустился в Иереельскую с горы Фавор. У подножия горы Преображения Иисус изгоняет «дух немый и глухий» к добру из бесноватого отрока и беснующегося Петербурга. Но мы должны помочь Ему, вслед за отцом безумного отрока сказав себе: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9,15). Тогда наша жизнь на дне петербургской впадины осветится Фаворским светом, которым сиял Лик Христа после схождения с горы Преображения, так что «увидев Его, весь народ изумился» (Мк. 9, 15). Место с названием Тервеничи семь веков ждало именно эту церковь и этот монастырь! Многие лета вам, о. Лукиан, сестры и братья Покрово-Тервенического и Александро-Свирского монастырей!
Недавнее, летом 1998 года, второе обретение мощей преподобного Александра Свирского внушает веру в будущее Северо-Запада России и петербургского региона в частности, укрепляет нашу надежду. Это событие, имеющее отношение не только к древнему Александро-Свирскому монастырю и всему Северо-Западу страны, но опять же конкретно к церкви Веры, Надежды, Любови и Софии на Петергофском шоссе, еще требует своего осмысления.
Журнал «Начало» №7, 1999 г.