Русский офицер о Церкви в Испании
Когда в июле 1936 года в Испании началась Гражданская война, мнения русских эмигрантов относительно конфликта разделились. Сторонники левых политических взглядов симпатизировали Республике. Многие эмигранты, состоявшие в коммунистических или социалистических зарубежных партиях, записывались в интербригады и отправлялись на Пиренейский полуостров, чтобы защищать испанскую революцию. Сам А. Ф. Керенский выступил в прессе в поддержку республиканцев, сравнив действия националистов с корниловским «мятежом» в 1917 году в России.
Большая часть белой военной эмиграции сочувствовала франкистам. Председатель Русского Обще-Воинского Союза (РОВС) генерал Миллер разослал по отделам крупнейшей организации русского зарубежья циркулярное письмо, в котором говорилось о восстании испанских офицеров как о борьбе «с интернациональным коммунизмом во имя спасения мировой многовековой культуры и всех нравственных основ, на которых держится современный Христианский мир». В 1936-1939 годах не менее 150 русских белых эмигрантов отправились добровольцами в армию Национальной Испании.
Один из участников войны, штабс-капитан Антон Прокофьевич Яремчук, вел дневник, который в 1983 году был опубликован в Сан-Франциско в сборнике Русские добровольцы в Испании под названием «Восемьсот дней. Дневник добровольца Испанской национальной армии 1937-1939 г.г.». В этом документе нашли место не только воспоминания о военных буднях штабс-капитана, но и о его рассуждения об испанских традициях и культуре. Антон Прокофьевич, по всей видимости, был человеком религиозным, и большую роль в его записках играют описания местных церковных праздников.
Кем был автор текста, о котором сегодня пойдет речь? Антон Прокофьевич Яремчук 2-й (именно так он фигурирует в вышеупомянутой книге) родился в 1896 году в городе Острог. Окончил Киевское Николаевское военное училище, принимал участие в Великой войне. В Гражданской войне в России он оказался в числе первых добровольцев, присоединившихся на Дону к Корнилову и Алексееву. В 1918 году Яремчук вместе с Добровольческой армией принял участие в легендарном Ледяном походе. Антон Прокофьевич прошел всю Гражданскую войну на юге России, а в ноябре 1920 года вместе с остальной Русской армией эвакуировался из Крыма. Тяжелую зиму 1920-1921 годов он провел в лагере в Галлиполи, а впоследствии жил в Болгарии и Франции. Яремчук состоял в РОВСе, принимал активное участие в общественной жизни Белой эмиграции.
Вскоре после начала Гражданской войны в Испании Яремчук отправился добровольцем за Пиренеи. Его дневник охватывает период с 16 марта 1937 по 29 октября 1939 года. Первые заметки относятся к отъезду из Парижа и нелегальному переходу испано-французской границы.
Оказавшись на испанской территории, автор дневника сразу отмечает многочисленные различия между Испанией и Францией. На Яремчука произвело большое впечатление благочестие большинства испанцев. Вскоре после того как группа русских добровольцев расположилась в казарме, произошел следующий случай: «Пришел на костылях почтенный испанец благородной наружности, оказался господин Хункера, видный карлист… У одного из наших он увидел на шее крестик, Хункера попросил разрешения поцеловать его. Мы из безбожной Франции попали в религиозную Испанию, это было даже трогательно».
Яремчук считает, что испанцы так же набожны, как и русские. В то же время он отмечает различия в церковной жизни двух стран. «В Испании Пасха фактически не празднуется, а лишь Страстные Пятница и Суббота – Страсти Господни. Вечером в Страстную Субботу уже открыты синема и театры», – пишет он на Пасху. На католическое Рождество он подчеркивает, что «в Испании Рождество – самый большой праздник в году, а Пасха – мало празднуется».
Некоторые религиозные праздники оказываются связаны с определенными традициями в испанской армии. Например, автор дневника пишет, что католический праздник Непорочного зачатия – это день испанской пехоты (8 декабря), особая дата среди военных. Праздник Тела Христова (через 60 дней после Пасхи) отмечался в части, где служил Яремчук, следующим образом: «Офицеры понадевали сабли, конфискованные у наших конных. Крестный ход вокруг деревни, рекете [солдаты-карлисты – прим. А. Т.] стояли коленопреклоненные при пронесении Святых Даров».
Заслуживает внимания отмеченное Яремчуком отношение его испанских сослуживцев к 12 октября. В 1492 году в этот день Колумб открыл Америку, и в наше время испаноязычный мир празднует 12 октября как День Испанидад (идею Hispanidad можно сравнить с нашим концептом Русского мира) или День Расы. Яремчук служил в терсио (батальоне) Донья Мария де Молина и Марко де Бельо – в подразделении, в котором большую часть офицеров и нижних чинов составляли арагонцы. Для уроженцев Арагона день 12 октября имел совсем иное значение. Антон Прокофьевич записал в дневнике в эту дату, что в терсио празднуется День Святой Богоматери Сарагосской, святой покровительницы региона, и что по традиции за обедом всем выдали по сигаре.
На страницах дневника Яремчука армия Национальной Испании предстает как настоящее «христолюбивое» воинство. Образы армейских священников, которые рисует штабс-капитан, близки к средневековым представлениям о воинах-монахах. «Приехал на ишаке капеллан – бравый, с двустволкой и револьвером в кобуре – в чине тениенте (лейтенанта – прим. А. Т.)», – описывает автор прибытие на передовую священника. Месса часто совершалась в походных условиях, в поле или в окопах: «Устроили на камнях алтарь, накрытый одеялом и священник отслужил литургию. Нам, русским, отвели почетное место впереди». После окончания войны армейские священники принимали участие в «парадах Победы». По словам Яремчука, во время парада в Валенсии перед каждым батальоном шел капеллан с двухметровым деревянным распятием.
Русские добровольцы, естественно, были православными. При этом никаких конфликтов между католиками и православными не наблюдалось. Оказавшись в госпитале, Яремчук пишет: «Хотя монашки, обслуживающие госпиталь, и знают, что я “схизматик”, но относятся прекрасно, так как я принадлежу к рекете». 9 октября 1938 года в подразделение, где служили Яремчук и около 30 других русских добровольцев, прибыл православный священник. По указанию капеллана батальона, на Литургии присутствовали все солдаты-испанцы, а после службы они подходили приложиться к кресту. Своего рода «католический экуменизм»? Несомненно, но в то же время и уважительное отношение к вере своих боевых товарищей из России.
В свою очередь Яремчук и его русские сослуживцы с таким же почтением относились к Католицизму. По возможности они старались присутствовать на церковных службах в селениях, где стояло их подразделение. В одной из деревень это привело к забавному случаю. Местный падре в проповеди с кафедры упрекал крестьян за то, что они редко бывают в церкви, и ставил в пример белых добровольцев: «Смотрите, русские – другой веры, а аккуратно бывают в церкви».
Круг общения Яремчука составляли другие белые эмигранты, а также арагонские и кастильские крестьяне и солдаты его батальона, также во многом набранные из крестьянской среды. На страницах своего дневника штабс-капитан фиксирует многие суеверия, характерные для простого народа в Испании. В статье «Крестьянство или Христианство» И. В. Илюковича, опубликованной в журнале Начало, отмечался нарочито «крестьянский» характер современного Православия. Яремчук показывает аналогичный «крестьянский» Католицизм, существовавший в испанской «глубинке».
«Испанцы постов не соблюдают, это им разрешено Папами за услуги, оказанные в борьбе с неверными», — записывает он в дневнике 6 апреля 1938 года. Под этими услугами, видимо, имеется в виду Реконкиста. Несерьезность подобного аргумента в пользу несоблюдения поста очевидна. Некоторые суеверия затрагивали не только повседневную жизнь, но и относились к самому Папе Римскому. 16 февраля 1939 года на фронте было получено известие о смерти Папы Пия XI, который скончался несколькими днями ранее. «Испанцы особой печали не проявляют, так как у них существует поверье, что война окончится победоносно для Франко, когда умрет Папа, который в начале войны поддерживал красных басков», — отметил в своем дневнике Яремчук. Конечно, на самом деле взаимоотношения Святого Престола и баскских националистов (которых не совсем уместно называть «красными») были гораздо более сложными, чем просто «поддержка» Пием XI сепаратистов на севере Испании, однако интерес представляет само по себе существование подобного суеверия.
На страницах своего дневника Антон Прокофьевич рисует нам образы старой, католической Испании. Своей простой, но искренней верой ее обитатели во многом похожи на нас. И поистине трагично то, что в Европе, готовой вот-вот погрузиться в безумие и ужас Второй Мировой войны, были люди, сохранявшие еще патриархальные, средневековые представления о религии.