Северная столица в синематографе: «Демоны Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург — один из красивейших городов мiра — послужил местом съемок для многочисленных кинофильмов. Среди картин, снятых в Северной столице, встречаются произведения самого разного характера: и шедевры дореволюционного кино («Идiотъ», 1910 год), и голливудские блокбастеры («Золотой глаз», 1995 год), и артхаусные ленты («Русский ковчег», 2002). К последней категории можно отнести и картину «Демоны Санкт-Петербурга» («I demoni di San Pietroburgo») итальянского режиссера Джулиано Монтальдо, снятую в 2008 году в Петербурге и Турине, двух бывших столицах России и Италии.
Уже само название фильма указывает, что действие связано с нашим городом. Фильм посвящен жизни Достоевского в Санкт-Петербурге, причем роль писателя исполнил выдающийся сербский актер Мики Манойлович, известный по фильмам «Андерграунд», «Ловушка» и «По Млечному пути». Федор Михайлович, оказавшийся в сложном материальном положении, должен в кратчайшие сроки закончить роман «Игрок»: молодая стенографистка Анна Сниткина помогает писателю в работе. Одновременно Достоевский узнает, что группа революционеров готовит покушение на одного из членов Императорской фамилии. Писатель, преследуемый кредиторами, ругающийся с издателем и работающий над романом, пытается найти заговорщиков и убедить их отказаться от своего замысла. Постепенно он понимает, что именно его произведения, а не революционная пропаганда побудили молодых людей к террористической деятельности.
Образ города на Неве в итальянском фильме имеет ряд сходных черт с Петербургом Достоевского. Режиссер, включивший в фильм целый ряд отсылок к романам Федора Михайловича, постарался воссоздать в кинокартине тот Петербург, который рисует в своих книгах великий классик. Чувство холода, постоянно преследующее героев, буквально передается зрителю и настраивает его на нужный режиссеру лад. В этом городе царят туманы, в которых теряются персонажи фильма; такая погода отражает душевное состояние Достоевского, который не знает, как ему поступить. В петербургском тумане и живут демоны, толкающие людей на самые страшные поступки (правильнее сказать бесы, так как название ленты на итальянском намекает на известное произведение писателя). Интересно, что когда съемочная группа приехала в город на Неве, стояла солнечная погода, и режиссеру пришлось ждать пасмурных, «более петербургских» дней для начала работы.
Наш город в фильме Монтальдо имеет и своеобразное очарование. Зритель может оценить строгую и холодную красоту пустой Дворцовой площади, на которой нет никого кроме солдат гвардейского караула, или великолепие Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Жители, обитающие в тумане, словно исчезают в те редкие минуты, когда он рассеивается. В эпизоде фильма, в котором Достоевский прогуливается с Анной недалеко от Михайловского замка и говорит о своем творчестве, внезапное появление на пустынной аллее группы протестующих студентов воспринимается как наваждение.
Изображая Петербург Достоевского, авторы фильма были вынуждены отступить от исторической точности в съемке некоторых эпизодов из жизни Федора Михайловича. Например, снимая сцену расстрела петрашевцев, вместо Введенского собора, разрушенного большевиками в 1933 году, оператор показывает нам Никольский собор. Необходимость подобной замены как вполне соответствующей вечно ускользающей сущности города на Неве вписывается в тот таинственный образ Петербурга, который создает Джулиано Монтальдо в своей картине. «Такое впечатление, что этот город, со всеми его домами и жителями, это всего лишь сон, и что с минуты на минуту все это может исчезнуть, раствориться в снегу», говорит герой Мики Манойловича. И он, вне всякого сомнения, прав.