Видовдан, свет очей моих!

Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Косово поле,
Не срыта Белая Гора!

Ф. Тютчев

Ни один миф не врос так глубоко в сознание сербского народа, как миф о битве на Косовом поле. События, предваряющие Косово, являются «славой прошедшего», а события, последующие за Косово, представляются как «борьба с турками». Жертва правителя, погибшего за Святую Веру, была лучом надежды в борьбе против «вражьего племени».

Битва на Косовом поле (1389). Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Историкам нелегко ответить на вопрос, почему эта битва, происшедшая в 1389 году, является более значимой, чем другие сражения с турками, и почему князь Лазарь вдруг стал важнее других удельных князей. Но, как бы то ни было, именно этому князю судьба уготовила вечную славу в народной памяти (подобно Игорю Святославичу на Руси), сделав его символом борьбы за существование, за место под солнцем.

После смерти царя Душана ведущую роль в Сербии начинает играть князь Лазарь Хребелянович. В государственно-правовом смысле только его действия приведут к формированию целостного государства. С одними феодалами он скреплял брачные союзы, с другими воевал.

В 1371 году его старшая дочь вышла замуж за правителя области Косово Вука Бранковича, ставшего в народной традиции коварным предателем. Кроме того, князь Лазарь добился одного из важнейших результатов, касающихся церковных вопросов – возобновления отношений с Царьградской церковью [«Цариградска патријаршија» — так на сербском языке называют Константинопольский патриархат – прим. редактора] и снятия анафемы с Сербской православной церкви в 1375 году [наложенной в 1353 году вследствие конфликта с Византией – прим. редактора]. С того момента Церковь стала важной опорой для князя Лазаря, что будет видно и в канун самой битвы на Косовом поле, когда в ночь перед сражением сербский патриарх Спиридон с двенадцатью владыками причастил и благословил сербского князя и его войско в церкви Самодрежа.

Семнадцатью годами ранее на реке Марица сербы потерпели от турок серьезное поражение, ставшее лишь прелюдией к великим переменам и надвигающейся буре, перед которой вскоре был вынужден склонить голову и сам византийский басилевс. Сербский царь Урош V умер, не оставив наследника. Эмир Мурат, лидер османов в Европе, стал сюзереном короля Марко и братьев Деянович (Драгаш) [правители Вельбуждского деспотства в восточной Македонии – прим. редактора]. Таким образом, столкновение турок с князем Лазарем было неминуемо, так как Лазарь стал «самодержавным господином сербов и придунайских стран», то есть правителем Моравской Сербии, воспринимавшим себя в качестве защитника христианских стран от грозящей православному кресту исламской стрелы.

Князь Лазарь и княгиня Милица

В 1386 году турецкое войско во главе с султаном Муратом совершило набег на земли князя Лазаря, но сербская армия встретила захватчиков недалеко от местечка Плочник, вблизи Куршумлии, и одержала победу. Однако три года спустя, 15 (28) июня 1389 года, в церковный праздник День Святого Вита (Видовдан), на Косовом поле, в удельных землях Вука Бранковича, зятя князя Лазаря, произошло более значимое сражение. После той роковой битвы Вук Бранкович будет восприниматься как сербский Иуда, предавший своего господина, а князь Лазарь станет святителем сербской земли – святым царем Лазарем. Хотя официальная история не подтверждает данные о предательстве Вука Бранковича, память об изменнике уже более шести веков живет в народном предании, в то время, как мощи святого князя Лазаря нашли приют в монастыре Раваница.

Орнамент монастыря Раваница, XIV век

Но битва на Косовом поле – это не просто очередное сражение в истории сербского народа, напротив, это святая битва, в которой сербский народ своей кровью заплатил за достижение «царствия небесного». В народном сознании (в частности, в песнях) трапеза, которую князь Лазарь в ночь перед сражением устроил для своих воевод, воспринимается как Тайная вечеря, в центре которой находится сам Христообразный Лазарь. Согласно преданию, сербский князь тогда произнес знаменитую клятву [«Косовска клетва»; в работах на русском языке также иногда фигурирует как «косовское проклятие» — прим. редактора]:

Кто есть серб и сербского кто рода,
Кто от сербской крови и колена
И на поле Косово не выйдет,
Пусть вовек не знает он потомства,
Женского потомства и мужского!
Пусть ничто ему не уродится —
Ни вино, ни белая пшеница,
Пусть погибнет всё его колено!

О значимости данной битвы говорит тот факт, что, как писал сербский историк Владимир Чорович, «на поле боя отправились оба правителя – князь Лазарь и эмир Мурат с двумя сыновьями, Баязитом и Якубом».

После гибели князя Лазаря его жена, княгиня Милица из династии Неманичей, сама смогла защитить дом и помогла своему сыну Стефану взойти на отчий престол. В народных песнях образ княгини Милицы — дочери старого князя Вратко, известного как Юг Богдан, и сестры девяти витязей князя Лазаря – сходен с образом княжны Ярославны, горюющей о своем Игоре. Два ворона сообщают Милице об исходе битвы на Косово:

Все остались, госпожа, в Косово.
Там погиб славный князь Лазарь,
Там много копий поломано,
Поломаны и сербские, и турецкие,
Но, увы, больше сербских, чем турецких…

Княгиня Милица, выслушав советы Собора и Церкви, согласилась на перемирие с турками. Согласно средневековому образу мышления, мальчик уже в четырнадцатилетнем возрасте мог официально стать вассалом более сильного правителя. Князю Стефану, сыну Милицы, исполнилось четырнадцать лет в 1391 году. В марте того же года умер король Твртко. У Вука Бранковича не хватало сил, чтобы продолжить борьбу с турками. Этот период после битвы на Косовом поле в историческом смысле является темным местом, весьма драматичным для Стефана и его земли, воспринимаемый народом как упадок государства.

Один из самых почитаемых персонажей, прославившихся в битве на Косовом поле (хотя вопрос о том, существовал ли он на самом деле, остается дискуссионным) — это Милош Обилич, который, согласно народным преданиям, вместе со своими соратниками Иваном Косанчичем и Миланом Топлицей пробрался в турецкий лагерь и убил турецкого султана Мурата, за что расплатился собственной головой.

Место самых ожесточенных боев на Косовом поле называется Газиместан,  и на этом месте сын князя Лазаря, Стефан, воздвиг знаменитый каменный столб, на котором написана печальная хроника кровавой битвы:

Стефан Лазаревич

Человек, проходящий через сербские земли,
Будь ты пришелец или здешний,
Кто бы ты ни был, и что бы ты ни был,
Когда придешь на поле это, именуемое Косово,
Ты увидишь много костей мертвых воинов,
И вместе с ними каменную природу —
Меня крестообразного, как хоругвь,
Ты увидишь стоящим среди чистого поля…

Еще одна из легенд, связанных с битвой на Косовом поле – это история о Косовке-девице. После битвы на поле боя приходит Косовка-девица – один из самых трогательных символов косовской голгофы – которая среди множества трупов ищет своего молодого жениха. Она находит Павла Орловоча – знаменосца князя  Лазаря, который ей рассказывает о гибели сербского войска в лютом сражении, в котором кровь лилась ручями или, как поется в народной песне:

Там полилась кровь геройская,
Доброму коню до стремени,
А воину до шелкового ремня!

Согласно народному преданию, из мученической крови сербских витязей, напоившей косовскую землю, выросли красные пионы.

Хотя сербское средневековое государство окончательно рухнет семьдесят лет после этого кровавого сражения, битва на Косовом поле остается в народной памяти переломным этапом, после которого не стало нашего Царства, нашей аристократии и после которого началось тяжелое многовековое иго сербского народа. Хорошее описание восприятия косовской гибели в сознании сербского народа дают слова героя, ставшего в народной традиции героем-богатырем, Марко Кралевича, которому приписывается знаменитый плач: «Горе тебе, ты равно Косово, чего ты сегодня дождалось! Чтобы после нашего святого князя арабы над тобою творили свои законы!»

П. Йованович, «Косовка-девица»

В 1402 году монахиня Ефимия, некогда жена деспота [титул правителей Сербской Деспотовины в XV веке – прим. редактора] Углеши Бранковича, вышила золотой и серебряной нитью на красном шелковом полотне, предназначенном для раки святого князя «Похвалу князю Лазарю». Данная «Похвала» является своего рода неканоническим житием нового святого, в которой прославляются земные подвиги князя и его заслуги перед отечеством и народом:

… и змея ты умертвил
И мученический венец от Бога ты принял.
И теперь не оставь в забвении
Возлюбленных твоих чад.<…>
Молись, чтобы Православная Вера Христианская
Осталась непоколебимой в твоем отечестве.<…>
Собери всех своих собеседников,
Святых мучеников,
И со всеми помолись Богу
.

Сегодня в Сербии Видовдан никто не связывает со святым мучеником Витом (лат. Vitus), пострадавшим за Христианскую Веру в Риме в начале IV века. При упоминании этого дня у всех возникает мысль о великой сербской голгофе на Косовом поле.

 

Авторы: Небойша Базич (Белградский университет, Сербия), Никола Милькович (Белградский университет, Сербия)

Перевод: Никола Милькович (Белградский университет, Сербия)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.