Записки реставратора: опыт восстановления церкви Спаса Преображения на Нередице. Часть 2
См. первую часть
Прежде чем перейти к разговору о реставрации такого объекта, как церковь Спаса Преображения на Нередице, надо понимать, что для реставратора прикоснуться к такому древнему памятнику и, тем более, быть причастным к его восстановлению — это большое счастье.
Когда я впервые оказалась у этой церкви, я даже не знала, где я (к своему стыду), но уже тогда стало понятно, что это место очень умиротворённое и тёплое. Спустя годы я приехала на Нередицу уже как студентка кафедры реставрации, чтобы провести плановые реставрационно-консервационные работы в команде опытных реставраторов. Я видела, как они любят этот объект, как трепетно они относятся к каждой мельчайшей детали, касающейся церкви. Мне казалось, что они знают буквально всё про этот храм.
В тот год мне посчастливилось работать с композицией «Страшный суд». Так началось моё знакомство с историей храма. Весь реставрационный сезон я проводила «общаясь» со стенами храма, узнавала его трагическую историю. Тогда в мои задачи входило удаление старых реставрационных вставок и замена их на новые известковые вставки. Казалось бы, задача простая, но каждый раз, прикасаясь к живописи, я чувствовала шероховатость стены, её изгибы – ведь стены в старых храмах не идеально ровные, и, выполняя каждую вставку, я старалась досконально повторить их движение.
В 2017 году я начала работу над композицией «Святая Иулиания». И это были уже не просто вставки, а полноценный комплекс работ: на этот раз нам предстояло вернуть утраченную композицию в храм. Эта работа принесла мне одно из самых ярких впечатлений от работы реставратора – чувство, когда кусочек стены с живописью, идеально совпадает с утраченным фрагментом в храме. Мне тогда было очень радостно за Нередицу, я чувствовала будто возвращаю кому-то давно потерянную, но очень важную вещь.
Так, шаг за шагом нам удалось восстановить часть композиции и несмотря на то что процент утрат всё ещё велик, теперь, глядя на фреску, любой с лёгкостью поймёт, что на ней изображено. Но мы не смогли бы ничего этого сделать, если бы не реставраторы, которые долгие годы пытались сохранить то, немногое, что осталось от Нередицы после Великой Отечественной войны, создавали базы фрагментов и кропотливо собирали их в узнаваемые композиции по мельчайшим кусочкам.
Этапы реставрации:
Специфика реставрации композиции «Святая Иулиания» состоит в том, что она расположена на склоне арочного проёма и «посадка» фрагментов производилась на криволинейной поверхности, что усложнило процесс.
1. Подбор фрагментов. Фрагменты подбирались из фонда коллекции новгородского музея-заповедника. Они хранились в специальных планшетах, систематизированных по участкам раскопов и дате их извлечения. Каждый выбранный фрагмент подбирался по толщине и фактуре штукатурного основания, форме и направлению мазков, оттенкам цвета, характеру утрат и потертостей, наличию графьи.
2. Найденные в ходе атрибуции фрагментов стыки склеивали между собой полибутилметакрилатом (ПБМА). Места стыков обеспыливали мягкой беличьей кистью, затем на них наносился клей, после того как клеевая плёнка подсыхала и начинала полимеризоваться, фрагменты плотно прижимались друг к другу по линии стыка, после чего их фиксировали в вертикальном положении до момента полного застывания полибутилметакрилата. При необходимости каждый фрагмент обеспыливался с помощью мягкой беличьей кисти, укреплялся красочный слой желтковой эмульсией (1 часть воды, 18 частей желтка).
3. Армирование. Стыкующиеся фрагменты укреплялись с тыльной стороны с помощью известково-казеинового раствора и марли. Марля накладывалась на всё пространство укрепляемых фрагментов и смачивалась известково-казеиновым раствором (1 объёмная часть казеина, 3 части воды, 6 частей извести). Фрагменты оставляли до полного высыхания раствора, после чего удалялись излишки марли с помощью ножниц.
4. Создание схематического рисунка «Святой Иулиании». Разработка изображения осуществлялась по имеющимся архитектурным обмерам и довоенным черно-белым фотографиям. С помощью программы Adobe Photoshop были исправлены перспективные искажения, имеющиеся ввиду расположения фрески на криволинейной поверхности.
5. Подобранные фрагменты были отсканированы и обработаны в программе Adobe Photoshop, каждому из них был присвоен порядковый номер. С помощью программы Coral Draw отсканированные фрагменты были помещены на схематический рисунок. Так же на схему были помещены снимки фрагментов, сохранившихся в храме.
6. Схематическое изображение «Святой Иулиании» распечатали в масштабе 1:1, а потом с него была выполнена калька.
7. Подготовка к транспортировке. Фрагменты аккуратно укладывались в соответствии со схемой в заранее подготовленные деревянные планшеты и фиксировали с помощью ваты и поролона, каждый планшет тщательно заклеивали со всех сторон, чтобы фрагменты оставались неподвижны. Перевозили планшеты строго в горизонтальном положении.
8. Удаление поверхностных загрязнений. Поверхностные загрязнения в виде пылевого налёта и паутины удалялись мягкой беличьей кистью сухим способом. Устойчивые загрязнения в виде закрепившейся пыли и набрызгов известкового и цементного растворов удалялись смоченным в воде ватным тампоном лишь после противоаварийного укрепления красочного слоя.
9. Укрепление красочного слоя. Красочный слой укреплялся в две стадии: перед началом работ и после всех проведённых процессов перед тонированием составом желтковой эмульсии. Распыление красочного слоя первоначально производилось составом 1:15. На живописную поверхность состав неоднократно наносился мягкой беличьей кистью до момента замедления впитывания. После чего поверхность проглаживалась через папиросную бумагу, укатывая красочный слой и убирая излишки раствора. Участки с шелушением красочного слоя укреплялись желтковой эмульсией 1:15 с предварительным размягчением чешуек красочного слоя спиртом (гидролизным).
10. Уточнение кальки по месту. Кальку, выполненную в мастерской накладывали на арку, отталкиваясь от местоположения сохранившихся фрагментов изображения.
11. Удаление цементных вставок, известковых вставок и штукатурных нахлёстов. Производились механическим путём с помощью скальпеля аккуратно со стороны границы вставки с красочным слоем к центру вставки. Раскрытую поверхность протирали влажным ватным тампоном, чтобы на живописной поверхности не осталось мутного налёта.
12. Определение места. Необходимо было произвести визуальное совмещение фрагментов со схемой авторского рисунка разработанной в мастерской для определения их точного места положения на плоскости стены.
13. Монтирование. Место монтирования фрагментов предварительно очищалось от грязи и крошек, затем промачивалось водой, и наносился известковый раствор: 1 часть извести, 0,3 части мелкозернистого кварцевого песка, 0,2 части белокаменной муки. Фрагмент плотно прижимался к стене, и производились бортовые укрепления.
14. Бортовые укрепления. Бортовые укрепления производились известковым раствором, близким по составу к штукатурке XIV в. В состав раствора входили: 1 часть извести, 0,3 части мелкозернистого кварцевого песка, 0,2 части белокаменной муки. Раствор перемешивался и перетирался шпателем. На обрабатываемом участке кистью удалялись загрязнения, крошки, затем он неоднократно смачивался водой. Шпателем наносился раствор на плоскость стены и торец излома штукатурки. Раствор уплотнялся и приглаживался. Затем по борту штукатурки удалялись излишки раствора отжатым влажным ватным тампоном.
15. Укрепление отставшего от основы штукатурного основания. Укрепление штукатурного основания проводилось известково-казеиновым составом (1 объёмная часть казеина, 3 части воды, 6 частей извести). Отверстие высверливалось специальным инструментом с заострённым крючкообразным концом, затем полость очищалась от крошек разрушенного раствора и пыли путём продувания из резиновой груши со специальным наконечником. Перед инъектированием известково-казеинового раствора полость промывалась водой со спиртом (1:1) при помощи резиновой груши. Через некоторое время в полость нагнетался заливочный раствор. По истечении 10-15 минут укрепляемое место поджималось к кладке.
16. Заделки трещин и шпаклёвки утрат штукатурного грунта. Производились тем же раствором, что и бортовые укрепления. Трещины и места утрат штукатурного грунта предварительно очищались от грязи и крошек, затем промачивались водой, после нанесения раствор уплотнялся, а живописная поверхность вокруг восполненных утрат промывалась при помощи ватного тампона.
17. Дезинфекция. Дезинфекция живописной поверхности проводилась 2,5% водно-спиртовым раствором катамина АБ путём смачивания поверхности ватным тампоном.
18. Тонирование. Тонирование живописи исполнено акварельными красками в местах восполнений грунта. Вставки, шпаклёвки и заделки трещин пригашались под цвет авторской штукатурки.
19. Фотофиксация проводилась до реставрации, в процессе реставрации, перед тонированием и после реставрации.
После проведения реставрационных работ была выполнена 3D модель композиции «Святая Иулиания» для создания полноценного образа фрески.