«Бог есть любовь»
Богословский взгляд автора, схватывая самое главное и существенное о Боге, о Его сущности и ипостаси, удивительно нов и свеж, если так можно выразиться. Доклад слушать интересно, от него веет именно новизной [О докладе П.А. Сапронова «Бог богословия», представленного на семинаре в Институте богословия и философии 18 октября 2013 года на тему «Природа и ипостась в Боге»]. Такую новизну богословию может придать только философия, философское осмысление богословских вопросов. Позади «золотой век» как богословия, так и философии. Но сейчас оказывается возможным сказать слово о Боге не замыленное, не скучное, не «затасканное», а такое, которое вбирает в себя не только догматические положения и их богословское толкование, но и философский опыт взгляда на первосущее.
Обратим внимание на подход к самому понятию сущности. До всякого начала собственных богословских выкладок автор разбирает понятие со всех сторон, не оставляя двусмысленности и неопределенности в его понимании и истолковании. Используется при этом бесспорно философское видение предмета. И прежде всего опыт немецкой классической философии с ее обращением к личности как единственной полноценной и несомненной субстанции.
Мы привыкли, что само понятие «сущность» — эта какая-то последняя глубина и последняя, значимая характеристика реальности, глубже которой ничего нет. Поэтому-то столь поразительно выявление и обнаружение того, что сущность — это бытие для другого, что применительно к личностной реальности невозможно дать его сколько-нибудь полную и развернутую характеристику. Личностное бытие это именно бытие, оно живое, это сама жизнь, «я есть я». Как же его характеризовать просто в качестве сущности. Любые характеристики окажутся бесконечно малы по сравнению с самой личностью.
Промысливание темы сущности и ипостаси в Боге не есть просто оперирование какими-то «богословскими формулами», и не просто «это нам знать лишним не будет». Мне кажется, здесь нечто более существенное. Вслушиваясь в приведенные в докладе темы о любви как Божественной реальности, о Боге как личности-Лице, об Отце, Сыне и Святом Духе как именах Божиих, о единстве Ипостасей Пресвятой Троицы, о творении в какой-то степени двигаешься в сторону своей цели в жизни, спасения. Приоткрывая тайну Пресвятой Троицы, понимая что-то, что до этого было закрыто, приближаясь разумом к границе сверхразумного, нам как личностям легче соотноситься с Богом, встретиться с Ним. Переосмысление и есть взгляд по-новому, новый взгляд дает возможность более глубокой встречи с Тем, Кто тебя по своей любви сотворил. Если «сущность есть проекция познающего субъекта вовне, обнаружение им своей связи с объектом познания», то эта связь познающего человека и познаваемого Бога дает нам больше оснований для встречи с Ним.
Оказывается, мы все созданы для любви Божией, для того, чтобы научиться отвечать любовью на любовь, чтобы научиться любить. Любить Бога, любить другого человека. При этом сознавая, что все что ни есть — это любовь. Бог есть любовь. Лица общаются в любви, и ипостаси саморазличаются (безначальность, исхождение, порождение) и в тоже время уравниваются, снимая иерархичность любовью. Для меня по-новому открылась заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Приобщение любви, любовь и есть цель человека на земле. Для христианина борьба с грехом есть его выбор в пользу жизни и любви, отвержения своей вечной погибели.
Тема любви между людьми все время идет сквозной линией на протяжении всего выступления. В случае разработки этой темы мы только и можем что апеллировать к нашему личному опыту, человеческому, для того, чтобы приоткрыть тайну бытия Пресвятой Троицы и по-новому увидеть самих себя. Далее последует моя попытка в этом роде.
Начну с того, что в своем последнем существе человек — это «я есть я». Скажем, женщине далее необходимо самоопределиться, и ее «я есть я» актуализируется в первую очередь по отношению к мужчине (для монахини по отношении ко Христу). Женщина сотворена Богом из ребра Адама, из ребра мужчины, и тем самым как бы «вторична» по отношению к нему. Эта «вторичность», а значит, иерархичность снимается, по подобию внутрибожественной жизни, любовью. В любви мужчина и женщина уравниваются, иерархия же опять актуализируется самой женщиной, ее послушанием, принятием первенствования мужчины. Ею выстраивается линия: женщина — мужчина — Бог. Две личности и Бог в трех Лицах. Трое. Она, он и Бог с ними. Между людьми иерархия, над ними и в них Бог, Он дарует любовь, Он единит, благословляет, чтобы двое ответили Ему своей любовью, ответили Ему и друг другу. В самой глубине и на пределе смыслов, и Сын Божий воплотился, принял на Себя жертву во имя любви, и тем самым сделался человеку «другом», если так можно сказать, «уравнял» Себя со своим творением.
Насколько «я есть я», насколько человек состоялся в своем самосовпадении, настолько ему и доступна любовь Божия. В миг, когда человек достигает «я» из «я есть ничто» (прах земной, греховный человек), тогда и любовь Божия может быть ему доступна. Если «я» не есть «я», то, что человеку тогда отдавать, как отвечать на любовь другого? Как осуществить свое бытие в другом без остатка, дар себя другому, взаимное принятие.
В том смысле, что есть ли любовь помимо любви Отца, Сына и Святого Духа? Возможно, что нет. Любовь — дар Божий. С одной стороны, все пронизано Его любовью (по словам святых, и еда есть воплощенная любовь Божия). Наша задача приобщиться к ней посредством собирания своего «я», самосовпадения. А с другой стороны, любовь как дар Божий именно этому человеку, точнее двум людям. Именно их Бог связывает любовью. Они же в любви принимают друг друга, отдают себя друг другу, служат друг другу, послушны друг другу. И на пике любви в моменты «озарения» испытывают «благодарность, радость, блаженство».
Действительно, любовь помимо послушания, почитания еще и благодарность, радость и блаженство. Любишь, значит живешь. Любовь — значит жизнь во всей ее полноте. Благодарность, радость, радость такая, что на гране блаженства, и само блаженство. Это все одновременно и в преизбытке. Но блаженство, радость — потому, что есть другой, ты ему благодарен. И благодарен не за что-то, а просто за то, что другой есть, или же может быть за то, что между тобой и им есть встреча. И еще благодарность Богу, за то, что другой есть. И радость от любви к другому как присутствие Божие в тебе. Такое происходит с нами здесь во временной жизни на земле. Когда же мы переживаем любовь во всей ее полноте, в полноте жизни, такое происходит уже не здесь, а на небе. Тогда человеку дано соприкосновение с вечностью, с Богом. Но человеческая любовь на земле и во времени такова, что она — это «всплески», только мгновения, пусть и запоминающиеся на всю жизнь, пусть и повторяющиеся временами. Отсюда тоска, «ненужность самому себе». И все-таки, через обретение в себе образа любимого, снимается тоска и вновь есть возможность прийти к самому себе.
В любом случае, встреча двух людей происходит еще и в вечности, если это встреча любви. Один запечатляется в другом навсегда. И уже нельзя отречься, отказаться от этого. Ты прикоснулся к вечной жизни, вошел в Божественную любовь. Ты полюбил другого. Все. Свершилось. Это уже не прежний человек. Он уже никогда прежним не станет. У Бога Его изначальное самосовпадение есть совпадение с другим: «я есть я, которое содержит в себе два другие Лица». А вот «человек вначале воспринимает себя как «я есть я» и только потом прикрепляет себя к другому». Если человек полюбил, если ему дан такой дар, то теперь он уже не совсем «я есть я», но, может быть, определить это как «я есть я, которое еще и любит другого». Ведь личность не может быть одна, ей обязательно нужен другой.
Схватить, понять, что такое любовь очень сложно, так как это есть божественная реальность, сам Бог в своей полноте. Любя, мы приобщаемся божественной жизни, единимся с Богом, в этом есть цель нашей жизни.
Журнал «Начало» №29, 2014 г.