Иисус Христос и свобода
Хочу предварить эту статью небольшим очерком истории демократии, которая сегодня многими напрямик связывается и с личной свободой и свободой политической, хотя это не одно и тоже…
Впервые, пожалуй, к пониманию подлинной демократии как лучшей из возможных политических систем пришли в Древней Греции, еще более двух с половиной тысячелетий назад. Небольшие греческие города благодаря демократии превратились в сильные, процветающие города-государства, способные противостоять сильнейшим тираниям того времени. В древнем мире демократии удачно противостояли диктатурам и, даже потерпев единичные поражения, умели восстановиться, воскреснуть, как феникс из пепла, и вновь бороться, вновь побеждать тирании. Именно греческие демократии, обуздывая непомерное людское тщеславие и тягу к власти, превратили выборных чиновников в служителей на жалованье. И отношение «подвластных» к «властям» было соответствующим, разительно отличавшимся от «простирания» себя перед царем, королем или ханом, перед Правителем, всегда с большой буквы. Раболепие, целование земли под стопами «лидера», становились деталями политического и бытового протокола в древних тираниях, да мало чем отличаются и в сегодняшних…
Но со временем демократии вырождались в демагогию и утрачивали свое значение…
Однако именно греческая модель народоправства, послужила прообразом для европейских народов, стремящихся поменять несправедливую тоталитарную систему на более демократичную в периоды религиозно-социальных революций: будь то Английская революция, великая Французская или даже Октябрьская революция в России. Причиной любой революции, явной или тщательно скрытой в отрицании источника, являлось нарушение социальной справедливости, королями, царями, их прислужниками и отступившей от заветов Христа церковью. Целью было всегда — восстановление попранной правды и свободы. (Интересная подробность: в деспотиях и схожих формах правления слово «господин» — одно из самых значимых. И революции прежде всего выбрасывают его из речевого обихода, заменяя его словом из демократического лексикона: товарищ, брат, друг).
Как же христианство относится к проблеме свободы и несвободы? В чем отличие той же западноевропейской или народной, или социалистической демократии от того, что мы называем христианской жизнью? Чем Кесарево отличается от Божьего? Как Иисус Христос решал проблему свободы, личной и политической?
На мой взгляд, Христос не мыслил свободы политической без свободы личностной, но определял ее не как свободу прав личности, человека в обществе, в государстве, а отделяя жизнь социальную от жизни духовной. Он говорил загадочные слова: «…всякая власть от Бога», — которые Гегель перефразировал уже много позже как «все действительное — разумно». Он, Христос, сказал: «Кесарево кесарю, а Божье Богу»… Иначе говоря, государству государственное, то есть телесное, а душе — Бог…
Что же касается личностной свободы, то в Нагорной проповеди Христос призывает человеков быть свободными от забот о теле, ибо Бог об этом позаботится тоже, если вы веруете… Прямо тут слово свобода не упоминается, но говорится, процитирую, как бы резюме этого призыва: «Итак, не заботьтесь и не говорите. Что нам есть? Или что нам пить? Или во что нам одеться?… Потому, что всего этого ищут язычники… Ищите же прежде царствие Божие и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо завтрашний будет сам заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы…»
В этих призывах — сущность человеческой свободы, телесной и душевной. Не цепляйтесь за показное благополучие вашего физического тела, как бы говорит Христос, и вы его получите. Не копите и не стяжайте, и тогда душой будете жить по Богу и в Боге — все остальное от этого зависит.
О Нагорной проповеди Евангелие говорит: «Ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи…» То есть Иисус Христос был автор учения и сам свободен, а книжники и фарисеи — комментаторы, не имеющие свободы, вкривь и вкось толкующие Законы…
Но Иисус, будучи свободным, понимал всю тяжесть свободы и потому предостерегал книжника, который хотел стать его учеником. Говоря ему: «…лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову…»
В этом же Евангелии от Матфея Иисус говорит апостолам: «И не бойтесь убивающих тело, души не могущих убить; и бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в Геенне огненной. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы все на голове сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых сих…»
Иисус здесь успокаивает людей, свободных в Боге, не привязывающих себя в жизни к благам, не боящихся угроз свободной жизни. Иисус словно предлагает людям: «Будьте свободны, — и мир будет с вами!»
И дальше Он говорит: «…Сделавши выбор свободы в Боге, держитесь Его крепко, ибо исповедующего Меня и Я исповедую пред Отцом Небесным…» И далее, объясняя трудность и ответственность быть свободным, говорит смелые и жесткие слова, которые уже многими сегодня забыты: «Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю; не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою, потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее…»
Но дальше Иисус утешает и объясняет, как надо быть свободным в Боге — в главе одиннадцатой, Евангелия от Матфея: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя. И научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко…»
И далее. Иисус, говоря по поводу обвинений фарисеями-законниками учеников Иисуса в нарушении закона субботы, поясняет: «Если бы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Ибо Сын Человеческий господин и субботы…» Иисус говорит здесь о возможностях свободных в Боге переступать формальные законы, которые написаны для рабов жизни и быта, держащихся за внешние «ограждения» как за костыли для изуродованной такими законами души…
«Итак, можно в субботу делать добро! — говорит Иисус и исцеляет сухую руку больного. Фарисеи обвиняют Иисуса в бесовстве, а Иисус, видя их лицемерные уловки, отвечает им: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царство Божие» — и далее поясняет фарисеям их подлинные намерения: «Кто не со мной, тот против Меня; и кто не собирает, тот расточает…»
Следующий эпизод о действиях свободных в Боге, переступающих формальный Закон, когда книжники Иерусалимские и фарисеи вопрошают Иисуса: «Зачем ученики твои преступают учение старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб?..». Иисус гневно обвиняет фарисеев: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: «Приближаются люди сии устами и чтут меня языками; сердце же их далеко отстоит от меня. Но тщетно чтут меня, уча учениям заповедями человеческими…»
И далее Христос толкует притчу, обвиняющую фарисеев: «Ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления; это оскверняет человека; а есть неумытыми руками не оскверняет человека…» Здесь Иисус призывает очищать сердце, то есть душу, внутренние, невидимые глазу помыслы, не заботясь о внешних формах проявления благочестия…
Затем Иисус предупреждает апостолов: «Берегитесь закваски фарисейской!..» В учении фарисеев видел Иисус истоки рабства человеческого перед формальными законами, а по сути рабства перед фарисеями, которые использовали законы, чтобы оправдать и возвысить себя и свои рабские занятия и привычки, освященные даже не самим Законом, а его толкованием, думая прежде «не о том, что Божие, но что человеческое…»
Чувствуя приближение страстных дней своего страдания, Иисус призывает своих учеников последовать за ним к свободе в Боге: «…Если кто хочет идти за Мной, отвергнись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной: ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее…»
Свобода приходит через веру в нашего отца Небесного и дает силу, говорит Иисус, объясняя, почему апостолы не могли излечить беснующегося в полнолуние. Главную причину видит Он в недостаточном уровне веры — «по неверию вашему». Далее, поясняя, Иисус спрашивает Петра, у которого просят деньги на храм: «Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати, с сынов ли своих или с посторонних?..» Петр отвечает: «С посторонних», — и Иисус говорит ему: «Итак, сыны свободны!» — Тем самым как бы указывая, что верующие в Бога есть подлинно свободные. И потом все-таки предлагает заплатить деньги на храм, чтобы не раздражать фарисеев-законников.
Заповеди для свободных в Боге, которых многим так трудно держаться, объясняет Иисус, это: «…не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, люби ближнего, как себя самого». И еще говорит богатому юноше, который через добро захотел обрести жизнь вечную: «…если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной…». Но юноша опечалился и отошел, потому что не мог пожертвовать своим большим имением и не мог стать свободным в Боге. Иисус, видя это, сказал ученикам: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное, как верблюду пройти сквозь игольное ушко…». «Но всякий, — продолжал Иисус Христос, — кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые — последними, и последние — первыми!»
Суть свободы в Боге Христос далее поясняет так: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу, жизнь Свою для искупления многих…». Поясняя образ отношений свободных в Боге с фарисеями-законниками, Иисус говорит: «Итак, все, что они, фарисеи и книжники, вам велят соблюдать — соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают; связывая бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, а сами не хотят и перстом двинуть их… так же любят предвозлежать на пиршествах и предсидения в синагогах… и чтобы люди звали их «Учитель! Учитель!» А вы не называйте учителями. Ибо один у вас учитель — Христос, все же вы братья; ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится!..» Иисус, указывает на то, что формально многие Законы вполне правильны, но самими «законодателями» не исполняются и в этом их изъян, их фальшивость…
В Евангелии от Марка, в главе третьей, есть замечательная фраза, которая прямо нам показывает, как относились ближние к этому «странному» для них призыву Иисуса — стать свободными в Боге: «И услышавши, ближние его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя…». А книжники, пришедши из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе Вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя…
На все возражения Иисуса люди и близкие, погрязшие в духовном рабстве обыденной жизни, только качали головами, говоря: «Он сын Иосифа плотника, из Назарета, и сам плотник. Не может он учить как власть имеющий. Мы же его знаем…». И говорил Иисус в ответ на эти обвинения: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили. Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения во веки веков, но подлежит он вечному осуждению… Сие сказал Он, потому что говорили: «В нем нечистый дух…». И дальше, Марк описывает замечательный момент, когда Иисус защищает свою свободу быть тем, кем Он был воистину: «И пришли матерь и братья его и, стоя вне дома, послали к нему, звать его. Около Него сидел народ. И сказали ему: вот Матерь твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: «Кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя: Вот Матерь моя и братья Мои; Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь…». В этом диалоге — весь драматизм бытия, свободного в Боге Иисуса Христа, все противостояние между обычностью, повседневной рутиной и избранничеством! И в этом, на мой взгляд, ключи к последующему, трагическому подвигу Христа; «ибо не ведают, что творят», «близкие», для которых «нет пророка в своем отечестве». Для тех, кто увяз в раболепстве, нет свободы, и нет просветленных, свободных в Боге. Для таких людей вера в Бога и в посланца Его — суеверие или мертвая догма, тысячекратно повторенная, без понимания и веры, и потому утратившая реальное содержание. Отсюда происходит и жестокий миф о Христе, появляющемся на боевом коне и с оружием в руках, сильном и божественно непобедимом. Отсюда постоянное приписывание Богу и Сыну и Святому Духу зла, царящего в мире, и прочих свойств, присущих самому неверующему человеку…
В главе пятой, у Марка, Иисус отличает из двенадцати трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна и берет их в дом начальника синагоги. И там, в присутствии этих трех и родных, оживляет двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги… Отныне Иисус совершает чудеса в присутствии тех, кто верует в него самозабвенно. То есть тех, кто верует самозабвенно, свободен от сомнений, свободен в Боге. Конечно, со временем полностью уверуют и остальные ученики и станут апостолами. И сами по наущению Духа Святого смогут совершать чудеса…
Скептики же и фарисеи не только сами не верят, но мешают другим уверовать. Не такова ли и сегодня ситуация?.. Когда же Иисус проповедовал в Назарете, в синагоге, то скептики шептались и пожимали плечами. И сказал тогда Иисус: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем… И дивился неверию их».
Так и в жизни часто бывает, что именно близкие и знакомые менее всего верят и не хотят быть свободными. И потому вокруг нас происходит так много личных трагедий из-за предательства ближних. Ведь известно, что «предают только друзья…»
Хочется повторить слова пророка Исайи: «Ибо вы оставили заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И спросил их: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свои предания?» …И потом говорил Иисус о лицемерии законников, которые даже неуважение к отцу и матери оправдывают Законом…
И когда пришло время Иисусу умереть по Божьему плану, чтобы искупить грехи человеческие своею смертью и муками, тогда даже Петр стал его уговаривать не жертвовать собой, и тогда Иисус, который очень ценил свободу в Боге, сказал незадачливому Петру: «Отойди от меня, Сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!». Трагичность свободы выбора не пугали Иисуса, ибо это была свобода в Боге…
Иисус поясняет еще раз суть свободы в Боге, и хвалит книжника, который уразумел, что любить Бога «всем сердцем и всем умом, и всею душою, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя — есть больше всех всесожжений и жертв». И Христос похвалил разумного книжника и сказал: «Не далеко ты от Царства Божия»…
В Нагорной проповеди Иисус явил подлинную свободу духа верующего в Бога, и объяснил суть своего учения, противостоящего не только человеческим преданиям, но и Законам, превратно толкуемым, говоря в Евангелии от Луки, в главе шестой: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя — дай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящего вас, какая вам за то благодарность, ибо и грешники, любящих их, любят. Но вы любите врагов ваших, и благодарите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как Отец ваш милосерд. Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете…»
Иисус говорил учение, в котором и которое содержит и состоит из Любви и Милосердия, противостоящим очень часто обыденному, «здравому» смыслу, вынесенному из рабского существования людей без Бога. Тем самым Иисус противостоял привычному рабству и тела и духа. И показал он в этом учении, Сам свободный, дорогу к Храму для свободных, в котором преображенные люди будут, принижая себя, услужать другим. И жизнь станет похожа на Рай, где нет ни обид, ни злобы, ни мести. А есть взаимопонимание, взаимопрощение и любовь…
Иисус предстает свободным от ненависти и сильным в уважении к доброте, что прощает людям и их алчность, и тщеславие и злые помыслы, относясь к ним, как к детям, которых надо научить отличать подлинное добро от зла, искренность от лицемерия… И сравнивает Иисус своих последователей со строителями строящими дом на каменном основании, который будет стоять вечно, а тех кто, противоречит ему и удовлетворяет своему сластолюбивому, животному эгоизму, — с людьми, строящими дом на песке. Подует ветер судьбы, нахлынут волны невзгод — и дом этот рухнет. Иисус учит не быть любостяжательными, ибо жизнь человека не зависит от величины его имения. Ведь Бог говорит: «Безумный! В сию ночь, душу возьмут твою у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил!.. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам…»
И еще одно определение несвободы в Боге, описанное в Евангелии от Луки, в главе двенадцатой: «Раб же тот, который знал волю Господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много…». И предсказал еще Иисус борьбу за свободу в Боге: «Думаете ли вы, что я пришел дать мир Земле? Нет, говорю вам, но разделение! Ибо отныне отец будет против сына, и сын против отца…». И еще, и еще раз повторяет Иисус: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и притом и самой жизни своей, тот не может быть учеником Моим… Так всякий из вас, кто не стремится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником…»
Здесь, Иисус говорит, что христианину надо, начиная жить праведно, отвергнуть рабство обыденности и привычки жить по-старому, преодолеть привычки себялюбия и совершить революцию в своей душе и чувствах, прежде чем требовать этого же от других… «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним…»
Так и всегда: «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» — так Иисус разъясняет смысл рабских привычек, мешающих идущим к Свободе в Боге… В Евангелии от Иоанна Иисус в главе третьей говорит Никодиму: «Рожденное от плоти — есть плоть, а рожденное от Духа — есть Дух. Не удивляйся, что я сказал тебе: «Должно вам родиться свыше…». И далее, поясняя, что такое Свобода в Боге, продолжает: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа…»
Таким образом, верующий в Бога, ведомый Духом — свободен, и потому является единым с Богом, отрицая связанность дурными человеческими традициями и клятвами. Только свободный в Боге не боится смерти телесной, ибо знает, что возродится в Духовном облике, в Царствии Небесном… И говорил Иисус у колодца Иаковлева, в Самарии, женщине самаритянке, пришедшей за водой: «…поверь мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся. Ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и в Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине…». И уже в Иерусалиме поясняет Своим ученикам: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными…»
Отвечали ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому, никогда; как же ты говоришь. Сделайтесь свободными?» Иисус отвечал им: «Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно: Сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете…»
И дальше Иисус обличает иудеев: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. Ваш отец — дьявол. И вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, то говорит свое, ибо он лжец и отец лжи!..». Известно, что поклонники лжи и Дьявола Истине не верят и боятся Свободы в Боге, предаваясь следованию человеческих устроений…»
После этих слов иудеи хотели побить Иисуса камнями, но Он, пройдя среди них, скрылся из храма и никто не посмел к нему прикоснуться…
Следуя учению Иисуса Христа, мы с любовью в сердце, готовы повторять за ним: подлинная свобода — это всегда Свобода в Боге. А свобода жить во грехе — это сатанинское наущение, которому следуют неверующие люди, возгордившиеся в своем эгоизме и следующие человеческим установлениям!
Журнал «Начало» №15, 2006 г.