Возвращение в Константинополь. Часть 2: В гостях у фанариотов
29 мая 1453 года Константинополь был взят турецкой армией. Последний император Византии Константин XI Палеолог погиб в бою. Все церкви города были разграблены. Турки уничтожали иконы, ругались над мощами святых, убивали священников. Собор Святой Софии и многие другие храмы города были обращены в мечети. Тем не менее султана Мехмеда II нельзя назвать гонителем христиан. На завоеванных им территориях проживало значительное число греков и славян, сохранявших свою веру. Султан понимал, что для создания прочного османского государства ему необходимо заручиться поддержкой своих православных подданных. Вскоре после завоевания Константинополя турецкий правитель издал указ, гарантировавший свободу вероисповедания для всех христиан.
В самом начале 1454 года Мехмед позволил православным созвать собор для избрания патриарха, которым стал Геннадий Схоларий. Султан утвердил Геннадия в сане патриарха и подарил ему – в соответствии с традициями византийских императоров – омофор, серебряный жезл, мантию, белого коня и крупную сумму денег. В дальнейшем Мехмед часто встречался с Геннадием, вел с ним беседы на богословские темы и даже посещал патриархию. Фирман султана предоставлял патриарху полную свободу в управлении церковными делами, освобождал клириков от податей, запрещал обращать церкви в мечети (кроме тех, которые были превращены в мечети сразу после взятия Константинополя). Патриарху было назначено казенное жалование, и он получил право заседать в диване – высшем правительственном органе Османской империи.
Благосклонная политика Мехмеда II по отношению к Церкви претерпела изменения при его преемниках. Константинопольский патриархат, вынужденный существовать при мусульманской власти, в последующие столетия часто испытывал притеснения от турок. Несмотря на все бедствия и на почти полное исчезновение греческой диаспоры в Константинополе, в настоящее время патриарх продолжает жить в своей резиденции в константинопольском районе Фанар, на берегу бухты Золотой рог.
После 1453 года патриарху пришлось пять раз менять свою резиденцию под давлением турецких властей. Османы превратили Собор Святой Софии в мечеть, и Геннадий Схоларий расположил патриархию в храме Святых Апостолов. Уже в 1456 году ему пришлось перенести кафедру в церковь Богородицы Паммакаристы, а на месте храма Святых Апостолов была возведена мечеть Фатих. Новая резиденция патриарха в 1590 году была обращена в мечеть. Кафедра переехала сначала в церковь Богородицы Утешительницы, затем в храм Святого Димитрия, а в 1601 г. – в собор Святого Георгия в районе Фанар. Именно с этого храма мы решили начать знакомство с современной православной общиной Константинополя.
Бывший женский монастырь, храм Святого Георгия неоднократно перестраивался. В 1614 году, вскоре после переезда кафедры, церковь была реконструирована патриархом Тимофеем II. В 1720 году здание пострадало от пожара, столетием спустя еще раз подверглось перестройке. Современная церковь представляет собой базилику с тремя нефами. Внешне это ничем не примечательное здание, вход в которое мы два раза прошли мимо. Главные ворота, ведущие во дворик перед фасадом церкви, запечатаны. Именно на этих воротах в апреле 1821 года турками был повешен патриарх Григорий V, обвиненный в поддержке восстания за независимость Греции. В XX веке он был канонизирован Церковью Эллады.
За аскетичным фасадом храма Святого Георгия скрывается роскошное внутреннее убранство. В соборе хранится ряд христианских святынь – Столб Бичевания, мощи Григория Богослова и Иоанна Златоуста, несколько икон, сохранившихся еще со времен Византии. Лучи солнца, попадая внутрь храма, играют на великолепном иконостасе. Церковь представляется оазисом спокойствия и умиротворения посреди шумного и крикливого города.
Недалеко от собора Святого Георгия находится болгарская церковь Святого Стефана. Построенная в конце XIX века на месте ранее стоявшего здесь деревянного храма, она не производит такого впечатления, как центр Константинопольского патриархата. Недавно отремонтированный болгарский храм кажется слишком современным. Тем не менее он представляет собой чистую и аккуратную церковь, в которую обязательно стоит зайти, прогуливаясь по берегу бухты Золотой рог.
Многие церкви в Константинополе либо закрывались турками, либо превращались в мечети. В то же время в районе Фанар существует храм, являющийся последним напоминанием о Византии. Церковь Марии Монгольской – единственная церковь Константинополя, которая после 1453 года никогда не закрывалась и не превращалась в мечеть.
Попасть в это уникальное место оказалось непросто. Окруженное глухой каменной стеной здание не подавало признаков жизни, а единственная калитка не отворялась, кажется, еще со времен Палеологов. Наудачу я нажал на старую кнопку домофона рядом с закрытым входом, и – о чудо! – нам ответили на ужасном английском языке. Мы попросили пустить нас в храм, и через несколько минут ржавая калитка отворилась и к нам вышел здоровый и очень неопрятный парень в спортивных штанах и шлепанцах на босу ногу. Он провел нас в церковь и включил в ней свет.
Храм Марии Монгольской – небольшая уютная церковь, внутренний интерьер которой не удалось нормально сфотографировать из-за слабого освещения. Среди икон, представленных в храме, наше внимание привлекла одна, на которой был изображен человек восточной внешности с короной на голове. Мы сделали предположение, что это Абака-хан – правитель государства Хулагуидов, располагавшегося в XIII – XIV веках на территории современных Ирана, Ирака, части Турции и Центральной Азии. Одной из жен этого правнука Чингисхана была Мария, дочь византийского императора Михаила VIII Палеолога (того самого, при котором греки отвоевали у латинян Константинополь). Мария, живя в монгольском государстве, сохраняла Православие; более того, по некоторым свидетельствам, сам Абака-хан крестился под ее влиянием.
Посмотрев церковь, мы разговорились со смотрителем храма. Он оказался православным греком, причем принадлежал к Антиохийскому патриархату. Грек заметно обрадовался, когда узнал, что мы русские. Он с гордостью поведал, что его храм никогда не превращался в мечеть. К сожалению, нормальной беседе препятствовал языковой барьер: мы не знали ни слова по-гречески, а смотритель не говорил по-русски и обладал только самыми базовыми знаниями в английском.
Район Фанар – обязательный пункт программы посещения Константинополя. Очарование узких фанарских улочек, уют гостеприимных кафе и теплота церквей делают это место одним из наиболее приятных в столице империи.
Христианские церкви в Константинополе расположены не только в Фанаре, но и в других районах. Предлагаемые вашему вниманию фотографии призваны составить общее впечатление о церковной архитектуре города.