Проявление христианской любви через долг и служение в биографии протоиерея Глеба Каледы
Речь пойдет о жизни и служении протоиерея Глеба Каледы. Нет оснований утверждать, что он старательно строил их по Канту. Но в то же время присутствие в ней кантовской проблематики вызывает интерес. Протоиерей Глеб явно не во всём жил так, как привыкла жить «статутарная», по определению Канта, Церковь, и выход в область чисто моральной религии ради сохранения любви у него бросается в глаза. Хотя никакого конфликта между ними отец Глеб, в отличии от церковных диссидентов типа протоиерея Глеба Якунина, не провозглашает.
Сегодня понятия «моральный закон», «долг», «служение» для человека попадают в ряд несколько оторванных от жизни и высокопарных фраз, не имеющих особого смысла и применения в настоящем времени. Это словосочетание не способствует вглядыванию в его смысл, а, скорее в виду своей избитости, остается неинтересным, не замеченным для внимания, в отличии, например, от «социальной адаптации». Важность отсылок к философии Канта, на мой взгляд, заключается в том, что благодаря ей моральные категории можно восстановить из «утраченного времени», вернув им, хотя бы в собственном понимании, их основной смысл, дополнив и оживив его.
«Только моральный закон сам по себе есть мотив в суждении разума, и тот, кто делает его моральной максимой, морально добр»[1]. Человек по идее Канта приходит к моральному закону через суждения разума, осмысляя свои природные задатки через призму нравственности, принимая моральный закон как единственную возможность добра. «Нравственный вопрос внутри нас», так считал Кант, надеясь на человеческий разум и его возможность опереться на очевидное. Человеческий путь должен быть направлен на преодоление себя, только в движении в будущее, согласно требованию морального закона. Всякая же остановка является возвращением назад. Всякому человеку предстоит задача сделать выбор между «как я хочу, и тем, как гласит моральный закон». Так у человека появляется возможность подняться на ступень выше собственной «единичности» к «единой, всеобщей» личности. Но перейдём в этой связи непосредственно к разговору об отце Глебе.
Его отец, Александр Васильевич Каледа, был известен как экономист, имел духовное и светское образование. Мать, Александра Романовна, принадлежала к старинному дворянскому роду, ее отец, Роман Петрович, был генералом русской армии, в свое время — воспитателем наследника Сербского престола. Александра Романовна имела прекрасное образование, была глубоко верующим человеком.
Родился Глеб в революционном Петрограде в 1921 году, тяжелые стороны жизни коснулись семьи Глеба. Родители не отгораживали сына от тогдашней жизни и не скрывали сообщений об арестах коллег и друзей, мальчик был как бы равноправным участником происходящих событий.
Мать Глеба умерла, когда ему было 11 лет. В своих «Записках» он позже напишет, что основы его христианской веры были заложены именно матерью. Любовь и сострадание к людям проникло в него еще в детские годы, ещё подростком по благословлению духовного отца он разыскивал семьи священников и мирян, подвергшихся репрессиям и лишенных продовольствия, для оказания им помощи.
Став взрослым, Глеб Каледа во время Отечественной войны всю её прослужил рядовым. Был на передовой позиции, не скрывался от опасности, говорил, что нам надо отдать себя воле Бога — и только. Он твердо верил, что Творец, имеющий волю над ним, защитит надежнее любых оборонительных укреплений, и прошел невредимым всю войну. Даже на фронте, учитывая все сложности военной жизни, Глеб Александрович не забывал о проявившемся ещё в детстве интересе к геологии, и после наступления мира он становится студентом Московского геологоразведочного института, вслед за окончанием аспирантуры задумывается о дальнейшем своём пути.
Архимандрит Иоанн (епископ Русской Церкви, церковный историк, учёный-геолог) благословил Глеба на занятие наукой. Глеб Александрович защитил кандидатскую диссертацию, позже докторскую в области геолого-минералогических наук. Много времени проводил в геологических экспедициях в Средней Азии и писал научные труды. Будущий ученый не видел противоречий между наукой и христианством, а, напротив, находил некую целостность в их совмещении. Изучая природу, чувствовал, что она является божественным творением, и правильное понимание Писания учит видеть и понимать божественную красоту мира. Он любил молиться в горах, считал, что там все прославляет Творца. Работая в области геологии, он занимался и богословием. Глеб Александрович духовное образование ценил не меньше, чем светское.
Здесь вновь вспомним о Канте, который говорит, что в отношении к миру надо прежде всего давать оценку своим действием, проверяя их соответствие требованиям морального закона, а не осуждать огульно других. Кажется, что протоиерей Глеб Каледа жил именно так.
На определенных этапах своей жизни отец Глеб хотел принять монашество, но его наставник, митрополит Иоанн, хорошо знал и чувствовал своего духовного сына, направив его на служение в миру. Он сам, являясь монахом-черноризцем, объяснил, что сущность монашества заключается не только в безбрачии, но и в отсекании своей воли. А чтобы отсечь свою волю, нужно находиться рядом со своим духовным наставником, если нет таких условий, то возможно церковное служение в мире. Наставник понимал, что Глеб сам должен принять решение, а он может ему только советовать. Духовный руководитель поддержал молодого человека без давления и принуждения, не противореча свободе его выбора, это был также моральный пример уважения и достойного отношения к человеку. Этот пример стал жизненной основой и для отца Глеба Каледы, который никогда не занимался самоутверждением за счёт других людей. Важный мотив в жизни заключался в исполнении своих собственных обязанностей. Глеб Александрович последовал решению служить в миру, заниматься наукой и создать семью. Одновременно митрополит Иоанн (Вендланд) тайно рукоположил Глеба Александровича в диакона, а затем в пресвитера.
В советское время власть стремилась подорвать доверие к Церкви, разрешая назначать для служения в столицу священников малообразованных и не получивших светского образования. Таким образом, священники мало что могли сделать для духовного роста паствы в такой важный момент. Церковь все больше приобретала законнические основы и все больше теряла свое внутреннее христианское содержание. Происходили изменения для церковного народа, терялись необходимые ценности внутренней жизни церкви, которые совпадали с моральными правилами, раскрывающими актуальное значение божественных заповедей. Вне живой церкви абсолютное соблюдение её правил становилось формальным. Служение пастыря превращалось в службу сродни военной. Когда надежда на возрождение церкви была почти потеряна, отец Глеб и становится тайным священником, оказавшись среди тех, кто верой и молитвой удерживал христианские начала церкви. Церковь продолжала жить, вобрав в себя смыслы катакомбного христианства и сохраняя одновременно свою истинность для мира. Ведь Христос говорил: «…Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36).
Путь в это Царство отец Глеб видел в том числе через семью, ту реальность, которая ещё сохранялась в советское время. Дом, семья, как домашняя церковь, которую создают любящие друг друга люди, в этом он видел подлинность настоящей жизни. «И будут два одною плотью» (Мф. 19:5-6), когда боль чужая воспринимается, как боль твоя. На этой основе он создает серию очерков в издании «Домашняя церковь». Каждый его очерк рассчитан на свой круг и категорию читателя: «В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого… через другую личность: в какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих»[2]. Не о том ли говорит и кантовский моральный закон?
Таким образом, между разными людьми создается союз, где они вместе строят «Град Божий», о чем и свидетельствует людям в своих очерках отец Глеб. О домашней церкви как неотъемлемой части Божественного мира упоминается в Посланиях Апостола Павла. «Скромные огоньки домашних церквей часто не замечали, они терялись в сиянии монастырского благочестия и соборного богослужения»[3], — пишет о. Глеб о внешней неприметности домашних церквей. Домашняя же церковь самого о. Глеба располагалась в его малогабаритной квартире, в личном кабинете. Окна кабинета во время богослужений тщательно закрывались, на край тумбочки укладывались тома диссертации Глеба Александровича, которые служили преградой к алтарю и накрывались скатертью. Этюдник служил престолом, который мог быстро принять первоначальное состояние в случае вторжения посторонних людей. Было небезопасно проводить богослужения, все могло закончиться арестом, поэтому тщательно маскировалось место домашнего храма. В разных источниках можно прочитать множество наполненных любовью слов благодарности от очевидцев проходивших служб в домашней церкви Каледы, ведь число её прихожан превышало количество непосредственных родственников священника. Его дом становился в эти моменты домом для многих.
Ведущий ученый-естественник и тайный священник — сложно совмещаемые вещи. Уже во времена горбачёвской оттепели на письменный вопрос коллеги академика, как можно предпочесть священническое служение в Московской патриархии науке, он письменно ответил, что был и остается ученым.
Профессор Глеб Александрович Каледа, прочитав свой доклад о Туринской плащанице перед ученой аудиторией, ошеломил коллег настолько, насколько это было неожиданно, по их мнению, для советского ученого. В сборе материалов автора, свидетельствующих о нерукотворности изображения на Туринской Плащанице, он обнаружил важные факты. Для ученых разных времен, исследующих Плащаницу, эти факты явились открытием, изменившим подход к предмету.
Что же касается положения дел в Церкви, то, как было уже отмечено, именно в моральном отношении занятие наукой было предпочтительней церковной карьеры, на что и опирался коллега отца Глеба. Учёный как тип был в своей жизни честнее, прямее, свободнее священнослужителя, вынужденного служить властям. Именно этот момент имелся ввиду в короткой переписке отца Глеба с коллегой, а вовсе не расхождения между наукой и религией в объяснении устройства мироздания. Сказав, что остаётся учёным, отец Глеб не решил проблемы до конца. Если в этой «учёной» части его жизни моральный момент не вызывает сомнений, то в части священства этические вопросы остаются. Нравственный императив Канта теряется во множестве не имеющих отношения к морали мотивов поведения.
Но отец Глеб и здесь находит решение, на которое его коллега уже не смог бы возразить именно в моральном плане. Он идёт выполнять свой священнический долг в тюрьму, притом в камеры приговорённых к высшей мере наказания. Это был нетипичный для массы священства шаг — путь к утверждению личности через любовь и жертву. Это был особый уникальный опыт христианского служения в Бутырской тюрьме, где он, подвергая свою собственную жизнь опасности, окормлял свою непростую паству — заключенных смертников. Он понимал, что заключенные особенно нуждаются в любви и в человеческом слове, а священников, готовых служить в тюрьмах, не так много.
Первый приход к заключенным на двадцать минут продлился два часа. Отец Глеб находился в помещении без охраны, закрыв за собой дверь камеры. Это был опыт искренних, доверительных отношений. Протоиерей заходил в камеру без тени опасения, потом в своей книге он напишет, что там, среди уголовников в тюрьме, он чувствовал себя в безопасности, скорее угроза могла настигнуть в подворотне или на улице. Там был его приход, заключенные, почувствовав искренность и заботу о них, платили священнику взаимностью. В военное время Глеб каждый день встречал смертельную опасность и знал, что испытывали люди в этот момент, знал, что им сказать и как их поддержать. Он общался с преступниками, но видел в каждом из них человека, замечал, как после раскаяния приговорённый преображался, обретал человеческое лицо. В своей книге «Остановитесь на путях ваших» Глеб Александрович пишет: «Я готов на страдания, говорил один заключенный, — в страданиях человек очищается»[4]. Через добровольное раскаяние, принятие на себя своего греха, человек ближе подходит к исполнению морального закона, через покаяние он вступает в «мир подлинности» и может быть призван к спасению. Величайшая радость для священника, когда сердца «заблудших» обращаются к Господу. Если он заключенный и несет повинность в тюрьме, это не лишает его права выбрать путь спасения. «Человеческое» в нем не отменено, приступившим закон по глупости или совершившим тяжкий грех, вследствие посягательства на жизнь другого человека, в равной степени требуется помощь в осознании совершенного им зла. В том кошмарном тюремном мире попадались люди разные, которые по случаю стали жертвой чужого преступления. Проповедник в своей той же книге «Остановитесь на путях ваших…» в записках тюремного священника говорит о сложном мире тюрьмы, где «на ограниченной территории собраны вместе и заперты в камерах, больших и маленьких, люди трагических судеб, разных характеров, стремлений и жизненного опыта»[5].
У отца Глеба была христианская, церковная и одновременно моральная позиция услышать и помочь всем нуждающимся и просящим: «Как будто луч небесного света спускается с недостижимых высот в эту смрадную бездну и высвечивает греховность — и целит ее; позволяет увидеть, насколько может искажаться образ Божий — и свидетельствует, что и здесь возможно покаяние и прощение. В том мире, за закрытыми дверьми, перед священником открывалось беспощадное покаяние»[6].
Осужденные, многие из которых знали только пороки, жестокость, постепенно обретали человечность, их сердца наполнялись взаимной любовью к проповеднику. Священник был для них «детоводителем», который за руку выводит детей к «священным знаниям», где в книгах порой трудные для понимания тексты, но их надо постигать, преодолевать, от этого зависит будущее самого их читателя. Служение «детоводителя» — вести людей к знаниям, оставаясь всегда в их тени, являясь для них надеждой и опорой. Помощь священник оказывал самым нуждающимся, оставленным всеми за разделительной чертой, вычеркнутым из жизни тюремной решеткой. Достойное отношение и уважение к человеку — это был христианский опыт, который был передан с юных лет, и этим руководствовался Глеб Александрович в отношении ко всем людям, поверяя всякий раз его моральными критериями, которые несёт в себе кантовский категорический императив.
Каледа разрушил сформировавшееся мнение о неприятии людей, преступивших закон, он дал им шанс, поставив наравне с собой, его действия не могли быть подвержены сомнению и не восприняты как искренние. Служение может быть только добровольным и бескорыстным актом, и это дает право считать его подлинным. Заключенные, прошедшие страдания, особенно чувствительны к неискренности, доверительные отношения возникали на основе уважения и самоотверженного священнического служения. В служении другому человеку возникает чувство ответственности и уважения, как личности перед личностью, и, таким образом, одна личность, приобретая статус другой личности, становится равной ей. Личность, обладающая духовным опытом, поднимает другую личность на свой уровень, вследствие чего складываются достойные отношения равенства «равного перед равным». В этом примере нащупывается путь преодоления «человеческого как только человеческого».
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) — эта заповедь была принята отцом Глебом как должное перед Богом, потому мы можем говорить именно о любви, а не только морали. Но мораль придавала этой любви устойчивость и направленность, делая её «умной любовью».
В своей христианской позиции он не оглядывался и не искал поддержки в церковных кругах, понимая, что истинный выбор может вырасти только на полноценной христианской почве и в осознании себя на этой почве. Жизнь проповедника неразрывно связана была с долгом перед людьми, любые его действия исходили из нравственных понятий и от сердца, как подсказывал его разум, и он понимал, что это единственный путь к высшему благу. Ведь без внимания к моральному закону, как пишет Кант в своём трактате «Религия в пределах только разума», человеку может быть суждено превратиться во что-то животное, может, даже дьявольское. И этой опасности священнослужитель может подвергнуться даже с большей вероятностью, нежели человек светский.
Церковь, созданная отцом Глебом, наполнена любовью. Его служение является подвигом во спасение православной Церкви, и это нельзя поставить под сомнение и не принять как истину. Церковь может спастись не поверхностной и на самом деле безопасной критикой своих диссидентов, а подвигом своих духовных сынов.
Моральная религия И. Канта в свете христианского понятия любви.
Сборник статей / Сост. О. Е. Иванов.— СПб, «Петрополис», 2023.
[1]Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 94.
[2]Прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/domashnjaja-tserkov/1. Дата обращения: 25.08.2022.
[3]Там же.
[4]Прот. Глеб Каледа. Остановитесь на путях ваших: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/ostanovites-na-putjah-vashih-zapiski-tyuremnogo-svjashhennika/. Дата обращения: 22.07.2023.
[5]Там же.
[6]Журинская М. Протоиерей Глеб Каледа как церковный писатель: https://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/protoierej-gleb-kaleda-kak-tserkovnyj-pisatel. Дата обращения: 25.08.2022.