Журнал «Начало» № 3-4 за 1996 год
Очередной и пока, увы, еще не частый выпуск «Начала» публикуется на этот раз в сдвоенном варианте. Это само по себе неблагоприятное обстоятельство в то же время дало возможность сделать журнал более цельным или во всяком случае разносторонним по сравнению с его предшествующими выпусками. В частности, в 3-4 номерах представлена подборка материалов, посвященных русской религиозно-философской мысли. Появление соответствующего раздела в «Начале» принципиально важно для редакции богословско-философского журнала православной ориентации. Как нам представляется, начавшийся в сегодняшней России процесс осмысления отечественной философской традиции, хотя и свободен от внешних идеологических ограничений, тем, не менее осуществляется по преимуществу вне контекста православного вероучения. Исключения здесь редки. Куда как более распространены случаи принятия на веру декларативных утверждений русских мыслителей по поводу собственного отношения к христианству и православию. Утверждений очень часто далеких от истины и нуждающихся в нелицеприятном рассмотрении, не исключающем как их верификацию, так и фальсификацию.
В настоящем номере представлены работы, посвященные творчеству двух известных русских религиозных мыслителей. Один из них (Е.Н. Трубецкой) являет собой относительно редкий для рубежа XIX-XX вв пример последовательного стремления исходить в своих философских построениях из оснований православного вероучения. Другой же (В.С. Соловьев) менее всего ощущал христианство, и уж, конечно, православие, как нечто обязывающее его к последовательности мысли в ее опоре на св. Писание и св. Предание. Возможно кому-то из читателей и, наверное, не безосновательно, покажется что тон и направленность статей о Е.Н. Трубецком и В.С. Соловьеве в одном случае слишком однозначно апологетичен, в другом же чрезмерно критически непримирим. Учтем только, что творчество двух видных русских мыслителей и шире русская религиозно-философская мысль подлежит дальнейшему обсуждению на страницах журнала.
Более весомо, чем ранее, в 3-4 номерах «Начала» представлен богословский раздел. В первую очередь он посвящен рассмотрению наследия Отцов Церкви. В ближайших планах редакции расширение богословского раздела за счет публикации и комментирования святоотеческих текстов. Знакомый с предыдущими выпусками журнала читатель, наверное, обратит внимание на появление в «Начале» публикаций, посвященных сегодняшним и животрепещущим проблемам Церковной жизни. А вопрос о языке богослужения русской Православной Церкви несомненно относится к числу таковых проблем. Думаем, что авторам этого раздела удалось избежать менее всего уместный в подобных случаях полемической запальчивости и нетерпимости и вместе с тем найти оправданный ракурс в освещении непростой темы. Особо отметим дальнейшее расширение круга авторов нашего журнала, появление в нем работ богословов — священнослужителей, а также исследований и переводов специалистов различного профиля, чьи интересы близки тематике «Начала».
Похоже, что наш журнал с появлением его очередных номеров сделал новый шаг в своем развитии. При всех его неизбежных недостатках он не топчется на месте, а значит оправдывает свое существование.
Священник Г.Н. Митрофанов
Сотериологические воззрения Е.Н. Трубецкого в свете его личности |
П.А. Сапронов |
В.А. Кудряшов |
М.Ю.Насонов
Взаимосвязь космологии и антропологии в учении Св. Григория Богослова |
Архимандрит Августин (Никитин)
Жизнь и деяния Святого Франциска Ассизского в оценке русской православной мысли |
А.А. Клестова
Цветочки славного Мессера Франциска и его братьев Пер. с раннеитальянского по G.L. Passerini, Firenze, Sansoni editore, (parte 1,cap. 1,p. 1-6:parte2,cap.1,p. 144—152) |
Д.В. Шмонин, А.Г. Погоняйло
Принцип деления и принцип неделимости. Франсиско Суарес об индивидуации |
А.Г. Маковцов |
Е.И. Анненкова |
А.В. Скрипкин |
О.Е. Иванов |
Т.М. Горичева |
С.И. Левин |
А.Е. Артюхова
Рецензия на книгу О.Е.Иванова «Самосознание как основа метафизики. Опыт философской пропедевтики» |
Д.У. Орлов
Post Lectum. Мераб Мамардашвили «Лекции о Прусте» Москва, Ad Marginem, 1995 |